март 19, 2010
Мы слишком много внимания уделяем победам и поражениям именитых спортсменов. При этом часто без ответа оставляем вопросы спортивных площадок во дворах и микрорайонах, где могли бы вырастать будущие чемпионы. О роли физической культуры в развитии общества рассуждает Василий Лопуга, доцент кафедры здоровьесберегающих технологий Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования.
Василий Лопуга, доцент кафедры здоровьесберегающих технологий Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования
Оксана Авдеева
- Вы считаете, что успехи спорта высших достижений связаны с уровнем развития массового спорта и физкультуры?
- С точки зрения науки, уже многое известно в области выделения ребенка, способного показать серьезный результат, из числа других детей. Каждый человек, и в том числе ребенок, имеет свой удивительный тип. Кто-то более подвижен, кто-то менее. Это всегда видно.
Спортсмены - это гиперактивные дети, непоседы, дети которые лучше обучаются с помощью двигательной активности, чем те дети, которые воспринимают информацию, только слушая или только читая. Важным критерием также является отслеживание динамики развития ребенка, то есть его роста, веса, соотношения мышечной и жировой ткани. При подобных наблюдениях можно определить ребенка, который развивается гармонично и подобрать ему тот или иной вид спорта.
К сожалению, массово у нас анализ таких данных не ведется. Учителя физкультуры в большей степени случайно выделяют будущих чемпионов из общего числа. Например, как в фильме "Приключения электроника" учитель, пораженный силой Сыроежкина-Электроника, отвел его в секцию по хоккею. Или вспомните эпизод из "Гостьи из будущего", где за Алисой Селезневой "охотилась" тренер по легкой атлетике.
- Если говорить о физической культуре, как о культуре, как бы вы оценили ее уровень?
- Внимание к физической культуре и здоровому образу жизни снижается. Раньше люди приходили с работы или учебы, и у них не было альтернативы – они шли и занимались спортом. Каждый завод имел свой спортзал, своих инструкторов по физкультуре, которые регулярно ходили по цехам, предприятиям, занимались организационной работой и так далее. Даже при таком воздействии стопроцентного эффекта не было.
Сегодня человек волен выбирать, чем ему заниматься: смотреть телевизор, употреблять алкоголь, кататься на лыжах и так далее. Каждый выбирает для себя, как ему кажется, наиболее приемлемый вариант. Люди не всегда думают о последствиях, пользе своих действий. Человек делает выбор в соответствии с принципом: "Здесь и сейчас мне должно быть хорошо, поэтому я поступаю так".
- Правда ли, что урок физкультуры может провести любой человек?
- В принципе, урок физкультуры может провести каждый нормальный, адекватный, психически здоровый человек. Недавно посмотрел фильм "Каникулы строго режима", где в реплике одного из героев прозвучали три главных принципа педагогики:
Урок физкультуры - это организация детей в команду, коллектив, нацеленный на выполнение определенных задач, заданий, стоящих перед ними. Обязательно должно быть какое-то чудо. Это чудо мы иногда банально называем результатом, достигнутым детьми. И естественно, что человек, который не любит детей - так же, как и любой другой человек, который не любит то, чем он занимается - не сможет провести нормальный урок.
Получается, это несложно. Несложно, если речь идет о проведении одного урока, а не преподавании физкультуры в течение жизни. Но чтобы единичный урок не остался случайным событием, а перерос в профессию, действительно требуется подготовка, профессионализм. Работать учителем физической культуры невозможно без профессионального образования.
- Как вы относитесь к идее привлекать чемпионов различного уровня к преподаванию физкультуры в школе?
- Успех олимпийских чемпионов и спортсменов, добившихся наград на мировых соревнованиях, может действительно помочь в обучении детей, если спортсмен решает заняться преподаванием. Его опыт - достаточно хорошая основа, платформа для того, чтобы передать тот путь, который помог ему достичь спортивных вершин.
Важно то, что спортсмен ставит перед собой в качестве цели. Это может быть доведение детей до своего уровня, или всего лишь нормальное физическое развитие ребенка и развитие его определенных физических качеств.
В случае спортсменов-учителей есть сложность. Люди достаточно яркие, победители, иногда пытаются стопроцентно воспроизвести тот путь, который прошли они сами. Может, это связано с недостатком знаний, которые позволили бы подходить к каждому ребенку индивидуально, может в силу того, что они считают свой путь исключительным и единственно верным.
Не любой выдающийся спортсмен может стать хорошим тренером и учителем, как и далеко не все выдающиеся тренеры были чемпионами.
- Как измерить качество работы учителя физкультуры?
- В настоящее время, время модернизации образования, ученые, практики, люди, занимающиеся управлением образования, сами учителя нацелены на то, чтобы действительно у учителя был хороший, точный, по возможности объективный инструмент оценки качества его деятельности. На сегодняшний день существует несколько подходов к оценке труда учителя, в основе которой, конечно, лежит успеваемость учащихся, их мотивация к занятиям физической культурой, качество и уровень владения двигательными навыками самим учителем, его теоретические и методические знания по предмету.
- Физкультура в школе, на ваш взгляд, позволяет компенсировать ту интеллектуальную нагрузку, которую школьники получают на других уроках?
- Физкультура в наше время приобретает характер не столько серьезной физической нагрузки, позволяющей дать тренировочный эффект, как это делается на занятиях в секциях, а скорее эффект релаксационной паузы, динамического часа между другими уроками. Этот час предоставляется детям для того, чтобы они могли свободно подвигаться, выполнять какие-то упражнения.
Физкультура выступает как дополнительный урок, наряду с рисованием, пением, где нужно заниматься не серьезными науками, а свободным творчеством. Подменяется значимость вообще физической активности, к сожалению.
Ведь в середине прошлого века ряд исследований показал, что физическая активность сильно влияет на умственное развитие. Мозгу достаточно тяжело без двигательной активности, без усиления работы сердечнососудистой, дыхательной систем выполнять те функции, которые ему предназначены. Человек, который успешен в спорте, человек, у которого высока физическая активность, достаточно успешен и в других сферах. Как правило, сегодняшний успех многих бизнесменов, предпринимателей связан, в первую очередь, с их хорошей физической формой.
- Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы повысить интерес общества к спорту?
- Я думаю, нужно выполнить ряд условий:
На первый взгляд, эти механизмы достаточно просты. Но за ними стоит важный момент перестройки не только в экономике, но и в головах людей, и что наиболее важно, в головах руководителей.
Я считаю, что, то поколение, которое сейчас приближается к управленческому возрасту, будет пытаться изменить ситуацию. Сейчас же количество занимающихся спортом людей, количество спортивных объектов, развитость методов формирования и продвижения идей здорового образа жизни у нас несопоставимы со странами Запада. А самый весомый эффект проявится только когда одно из поколений массово займется спортом и тем самым послужит примером для последующих поколений.
Если правительство продолжит путь становления спортивного духа среди населения, то потребуется минимум 20 лет, чтобы цель была достигнута:
Олимпиада в Сочи в 2014 году, как и любые крупные соревнования, станут дополнительным толчком к развитию материальной базы, формированию мотивации, в том числе патриотизма, гражданской позиции. Какими бы печальными не были результаты на Олимпиаде в Ванкувере, мы все в душе надеемся, что в Сочи действительно реализуются наши надежды. Но для этого нужно приложить немало усилий и нужно принимать новые решения, вносить коррективы в курс развития спорта.
- Вы - эксперт проекта . Правда ли, что вы изначально скептически отнеслись к идее проекта?
- Первоначальный замысел организаторов был проводить силами участников именно уроки физкультуры, а не внеклассные физкультурные занятия. Для непрофессиналов нет особой разницы, но участники без специального образования никогда не проведут школьный урок, отвечающий требованиям к его качеству. Но после консультаций и собеседований мы пришли к единому пониманию, что наша цель - не провести образцово-показательные уроки, а найти те общественные резервы, которые помогут заинтересованным школам повысить физическую культуру своих учеников. Как только мы договорились, что мы хотим наладить взаимодействие энтузиастов со школами, организовать общественные дискуссии по проблеме физвоспитания, найти позитивные примеры и интересный опыт в области развития физической культуры, скепсис, собственно, и исчез.