март 24, 2010
Начало текущего года для одних алтайских промышленных предприятий ознаменовалось отсутствием государственного заказа и частичной остановкой производства, для других посткризисным дефицитом оборотных средств и невозможностью получить спасительный кредит. В непростое время часть заводов всеми способами пытается выжить и сохранить свое место на рынке. Некоторые же выбрали легкий способ ухода от проблем– банкротство. Но независимо от принятого решения и тех и других промышленников объединяет одно – это ежемесячно набегающие долги за энергообеспечение, которые могут привести к полному ограничению подачи электричества на предприятия.
Оставшись без "питания", производство быстро приходит в запустение
Анна Зайкова
В течение прошлого года руководители промышленных предприятий Алтайского края, ссылаясь на кризис, максимально ограничивали энергопотребление производственных объектов и, надеясь на светлое будущее, копили долги перед энергетиками. По информации компании "Алтайэнергосбыт", на 1 января текущего периода задолженность превысила 100 млн. рублей. Начало 2010 года для алтайских промышленников не принесло ожидаемого финансового облегчения. По прошествии двух месяцев долговые обязательства за электричество не только не сократились, но и увеличились практически в два раза.
Причинами неутешительной динамики для некоторых предприятий явилось отсутствие государственного заказа. Руководители завода "Барнаул РТИ", который связан с производством спецтехники, с начала года ждут "отмашку" от правительственных чиновников и финансовых поступлений из бюджета. Долг предприятия перед энергетиками растет ежемесячно и на 1 марта составил около 2,5 млн. рублей. На заводе уже ограничили поступление электричества на все объекты, кроме котельной, двух насосных станций, административного офиса и проходной. Период просроченной задолженности неумолимо растет, и к лету, когда, возможно, определится судьба госзаказа, на предприятии может быть отключено даже аварийное освещение.
Ситуация на "Барнаултрансмаше" менее удручающая. На заводе также с нетерпением ждут государственного заказа и решают текущие финансовые проблемы с помощью межкорпоративных займов. Но из достоверных источников стало известно, что "корпоративная помощь" подошла к концу. А в Алтайсбербанке деньги трансмашевцам не дают, несмотря на существующую кредитную линию. Последнее обстоятельство связано с тем, что в Москве конфликтуют руководители компаний. Страдает же от этого алтайское предприятие.
Проблемы с кредитованием в Алтайсбербанке существуют и у "Завода алюминиевого литья" (ЗАЛ). На прошлой неделе алтайскому губернатору пришлось давать личное поручение для решения этого вопроса. 23 млн. рублей необходимы заводу для покрытия текущих расходов и появления оборотных средств. По официальным данным, за два месяца этого года рост производства на ЗАЛ составил почти 430%. Портфель заказов предприятия стремительно наполняется. Только одни строители готовы заплатить заводу за радиаторы отопления около 100 млн. рублей, но по факту первых поставок. А пятимиллионная задолженность за электроэнергию может погубить на корню все начинания выжившего предприятия.
Но самыми "дорогими" для энергетиков остаются предприятия, которые решили платить по накопленным долгам через процедуру банкротства. Третья очередь оплаты по обязательствам позволяет должникам "динамить" энергетиков нескончаемо долго. И если Новоалтайский завод железобетонных изделий долги за 2009 год переуступил другой компании, а текущую задолженность в 5,5 млн. рублей обязан оплатить в первую очередь, то забрать 27 млн. с "Алтайского трактора" компании "Алтайэнергосбыт" не удается в течение двух лет.
Стоит отметить, что новые собственники "АлтТрака" из компании "Бетон-45", напрямую аффилированные со старыми хозяевами из новосибирского РАТМ, также не отличаются финансовой дисциплиной. Несмотря на письма о возможном ограничении энергоподачи на предприятие и на неоднократные совещания в Управлении по промышленности и энергетики Алтайского края, долги "Бетон-45" только увеличиваются. Видимо, новосибирские собственники считают, что 10 периодов неоплаты и без малого 45 млн. рублей долга – это мелочь для алтайских энергетиков, и решили платить за электроэнергию только после решения суда. Но при хороших юристах судебные разбирательства могут длиться бесконечно, а терпению поставщиков электричества пришел конец. В компании "Алтайэнергосбыт" уже принято решение в ближайшее время отключить производственный комплекс, принадлежащий компании "Бетон-45". Даже в администрации Алтайского края, более всех заинтересованной в работе рубцовского тракторостроительного предприятия, уже не видят иных методов воздействия на "бетонного" должника.
В январе 2010-го неприятный сюрприз не только администрации края, но и энергетикам преподнес Алтайский моторный завод (АМЗ), который инициировал процедуру банкротства. Краевая власть неожиданно получила "горячую точку", за которую она "подписывалась" перед кредиторами, а "Алтайэнергосбыт" почти 18 млн. рублей дебиторской задолженности.
С одной стороны, спрогнозировать надвигающиеся проблемы АМЗ было возможно. Еще в прошлом году концерн "Тракторные заводы", собственник моторного, начал выводить активы по производству двигателей во Владимир и Чебоксары, где расположены основные мощности холдинга. В Германии приобрели высокотехнологичный литейный комплекс. Тем самым АМЗ лишили его главных "козырей", и оптимизация производства на алтайском заводе перестала казаться попытками спасения предприятия.
С другой стороны, переписка с собственниками из концерна "Тракторные заводы" и приезд в Алтайский край президента холдинга г-на Болотина, который заверил: "все будет хорошо", позволяли надеяться на благополучный выход из кризиса для предприятия. Но в итоге на алтайской земле стало одним заводом-банкротом больше.
Как в дальнейшем будет развиваться ситуация на АМЗ, пока не совсем понятно. В краевой администрации надеются, что собственнику предприятия из Чебоксар удастся получить федеральный кредит для развития концерна и часть денег будет направлена в Алтайский край. На АМЗ еще можно начать производство дизель-генераторов и тракторных двигателей для юридически обновленного "АлтТрака". Поэтому из управления по промышленности в адрес энергетиков поступило письмо с просьбой предоставить моторостроителям рассрочку платежа по существующим долгам. В настоящее время избежать полного отключения предприятия от электричества еще возможно. Но собственникам стоит помнить: терпение, оно ведь не безгранично.