март 25, 2010
В Барнауле, по данным компании "Дианет", порядка 70 тыс. интернет-пользователей, которые тратят на посещение Глобальной сети около 60 млн. рублей в месяц. Ожидается, что в 2010 году рынок вырастет еще на 15%. Как изменятся предложения интернет-провайдеров в ближайшей перспективе?
Интернет стал массовой услугой благодаря внедрению aDSL-технологии, которая обеспечивает выход в Сеть по телефонной линии (благодаря разделению частот голосовой канал отделяется от канала передачи данных, поэтому линия остается свободной). Сегодня эта технология остается самой массовой, но у нее есть свои недостатки, поэтому ее вытесняет широкополосный доступ по технологии ETTH ("оптика в дом"). Она обеспечивает высокую скорость и надежное качество соединения. Естественно, что провайдеры усиленно развивают именно это направление, но и старые технологии еще актуальны.
"Конкуренция за клиента велика, – утверждает Ольга Сухорада, маркетолог компании "Интелби". – Нередко в одном доме присутствуют до трех-четырех провайдеров, предлагающих оптоволоконную связь. А в домах, где есть стационарный телефон, выбирать можно и из большего числа компаний".
Впрочем, в Барнауле, а тем более в крае, достаточно домохозяйств, где выбор ограничен. Например, оптоволокно не дотягивается до частного сектора, потому как потенциальных пользователей там немного. Если же говорить о крае, то, по словам Юрия Терентьева, директора Алтайского филиала компании "Сибирьтелеком", данное предприятие является единственным оператором связи, предоставляющим скоростной Интернет в сельских районах.
Выйти в Сеть можно и через мобильный телефон по 3G или EDGE-технологии. Подобная связь, безусловно, уступает проводным способам связи и по цене, и по устойчивости канала, но она уверенно развивается. "Для скачивания файлов больших объемов более подходящим будет проводной Интернет с большей пропускной способностью, – комментирует Андрей Семенов, генеральный директор компании "Алтайгриф" (ГК "ВымпелКом", торговая марка "Билайн"). – А для серфинга (простого изучения сайтов), чтения почты или общения в социальных сетях в любом месте, где это удобно пользователю, подходят беспроводные технологии".
Еще в городе в Интернет можно выйти в общественных Wi-Fi зонах – это локальные радиоканалы, организованные, например, развлекательными заведениями для своих клиентов. Услугу в основном предоставляет компания "Дианет".
На выбор пользователю предлагаются не только технологии выхода в Сеть, но и тарифы. На рынке Барнаула присутствует более 10 провайдеров. У каждого из них широкая линейка тарифов, и большая часть – безлимитные. При этом очевидно, что стоимость выхода в Сеть снижается. Борьба провайдеров идет за возможность предоставить пользователям большую скорость доступа за меньшие деньги, то есть более выгодный тариф. Для сохранения клиентской базы и уровня ARPU (средние затраты на связь абонента в месяц) компании могут постепенно повышать скорости доступа, сохраняя уровень абонентских платежей. Со стороны потребителя идет выбор между стоимостью тарифа и скоростью доступа. Скажем, абонентская плата у разных операторов составляет 400 и 500 рублей. Но в одном случае абонент получает скорость доступа, например, 512 Кбит/сек, в другом случае – 1 Мбит/сек.
Помимо ценового фактора, абонента также волнует и комплекс услуг. Провайдеры развивают внутрисетевые ресурсы, где для "своих" пользователей скорость значительно выше. Кроме того, провайдеры занимают нишу интерактивного телевидения. Подключиться к подобному ресурсу могут, например, абоненты "Сибирьтелекома", которым адресована услуга "ТВист". В скором времени в массовом порядке аналогичную услугу предложит компания "Интелби", которая сейчас тестирует ее в некоторых районах города.
Рынок интернет-услуг один из немногих, где давать прогнозы – дело благодарное. Находясь в стадии перехода от бурного роста к зрелости, он показывает хорошую динамику. Так, по оценкам компании "Дианет", он прирастет в этом году на 15%. Хотя скептики могут назвать это спадом, ссылаясь на то, что прирост в 2006–2008 годах достигал 50%. Однако давайте сделаем поправку на кризис и особенности этапа зрелости. В целом настрой у операторов более чем оптимистичный.
У корпоративных клиентов есть возможность подключения офиса клиента практически в любой точке города, даже там, где нет оптико-волоконных каналов. Для этих целей, кроме оптоволокона, используется технология pre-WiMAX. Она позволяет обеспечивать достаточно качественную и стабильную связь даже на удаленных расстояниях.