март 31, 2010
Состояние рынка интернет-рекламы сегодня характеризуется достаточно низким уровнем развития, отсутствием конструктивного сотрудничества между интернет-агентствами и площадками (сайтами), плохими знаниями в области рекламы в сети у рекламодателей. Об этом говорили эксперты на "круглом столе" "Реклама и продвижение в Интернете", который прошел в середине марта в Новосибирске в рамках "Сибирской интернет-недели". По оценке экспертов "ВД", некоторые из названных характеристик рынка свойственны и Барнаулу.
Начал дискуссию Алексей Раменский, руководитель экспертной группы "Тэглайн", которая специализируется на анализе рынков интернет-разработки и интернет-маркетинга в России. Он обозначил общее состояние сектора рекламы в сети. "Интернет-реклама в России занимает 4–6% от общего объема рекламы. В Новосибирске и других городах Сибири этот показатель существенно ниже, — отметил он. — Сколько точно, мы не знаем, потому что рынок остается очень закрытым и непрозрачным. Традиционно эта ситуация объясняется тем, что диалог между площадками и интернет-агентствами плохо налажен".
Даниил Ханин, директор агентства "Веб-реклама" (Томск), согласился с тем, что взаимоотношения агентств и площадок остаются сложными. По его мнению, основная проблема состоит в том, что площадки не понимают своего назначения. "Оборот рынка интернет-рекламы в Томске составляет около 1 млн. рублей в месяц, — сказал он. — Это очень немного, крупных агентств в такой ситуации на рынке быть не может. Так происходит отчасти потому, что площадки берутся самостоятельно продавать рекламу и демпингуют. Условно говоря, я предлагают клиенту баннер на определенном портале за 30 тыс. рублей. Он идет к руководителю площадки, с которым близко знаком, тот продает ему этот баннер за 2 тыс. рублей".
По мнению Владимира Верхоланцева, президента группы компаний Petra (работает в Новосибирске, Кемерове, Омске), еще одной проблемой рынка интернет-рекламы в сибирских городах является тот факт, что федеральные компании берут плату за клики и показы (динамический подход), а региональные — за дни и недели нахождения баннера на сайте. "Из-за этого региональным агентствам сложно сотрудничать с федеральными и зарабатывать таким способом дополнительные деньги", — пояснил он. Но Даниил Ханин не согласился с ним: "У нас было время, когда мы продавали только "динамику". Но потом стало понятно, что "статика" тоже нужна для некоторых рекламных кампаний".
Александр Феоктистов, директор агентства "Интернет для бизнеса", считает, что, помимо прочего, улучшению ситуации на рынке препятствует низкий уровень знаний специфики работы в Интернете у рекламодателей.
По оценке Елены Аксеновой, директора по рекламе ИД "Алтапресс", оборот рынка рекламы в Барнауле так же, как и в Томске, может достигать 1 млн. рублей в месяц. И это в десятки раз меньше, чем в секторах телевизионной, печатной и радиорекламы. По ее мнению, ситуация изменится с развитием рынка доступа в Интернет. "Увеличится аудитория Интернета и интернет-грамотность населения, произойдет смена поколений, — говорит она. — А в настоящее время, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, сайты могут налаживать сотрудничество с провайдерами по продвижению друг друга".
Анна Пономарева, руководитель проектов интернет-агентства "Митра", сообщила, что развитие рынка интернет-рекламы замедлено, потому что медийные площадки не готовы и не хотят раскрывать информацию о конверсии, а также переходить на оплату за клики или показы. Для них это рискованно, так как в этом случае они становятся зависимы от посещаемости. Пока им гораздо выгоднее продавать пакеты (размещение) на месяц. Дополнительным фактором является низкая конкуренция, которая позволяет площадкам диктовать свои условия.
Но, по словам Елены Аксеновой, многие клиенты до сих пор размещают рекламу в Интернете по аналогии с газетой. Поэтому им интереснее баннеры и статьи на сайте, а не контекстная реклама, и потребность оплачивать клики у них появляется редко. "Сайтам тоже удобно брать плату именно за время размещения баннера, потому что так проще производить расчет оплаты и к тому же страхует от роста дебиторской задолженности, что стало особенно важно в период экономической нестабильности, — говорит она. — При оплате кликов рассчитать оплату сложнее, потому что спланировать заранее их количество за определенное время весьма непросто. Клиенты, как правило, планируют бюджет на месяц или на квартал, закладывая определенные суммы вложений в интернет-рекламу".
Г-жа Аксенова также отметила еще одну тенденцию рынка Барнаула — отсутствие агентств, которые бы специализировались на продаже интернет-рекламы. Для многих компаний это только побочный вид деятельности, который приносит дополнительный доход. А по словам Алексея Самойлова, руководителя интернет-агентства "Кинетика", Интернет не стоит делить на "барнаульский" и "остальной". "Наша компания работает на рынке интернет-рекламы вообще. Мы продаем ее по всей России. Если говорить о барнаульских компаниях, то они не обращаются к нам отдельно за покупкой рекламы в сети. Как правило, это дополнительная услуга".
Также, по мнению г-на Самойлова, местный рынок интернет-рекламы в ближайшее время будет развиваться за счет вхождения на него федеральных игроков. "Недавно барнаульскую версию портала создал НГС (новосибирский портал. — Прим.), активно продвигают свой барнаульский портал "Из рук в руки". Эти компании заинтересованы в привлечении регионального трафика и региональных же рекламодателей", — сказал он.