Галина Денежкина: "Понимание Закона "О торговле" появится только к октябрю"

апрель 6, 2010

О перспективах развития торговли в России говорили 16 марта участники заседания экспертного совета при Минпромторге. На мероприятии присутствовала заместитель начальника Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры края Галина Денежкина. Она поделилась с редакцией газеты "Ваше дело" информацией о тех новшествах, которые сегодня готовятся в сфере торговли, а также вариантах изменения Закона "О торговле".

Галина Денежкина,
заместитель начальника Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры края:

На заседании экспертного совета при Минпромторге обсуждался проект "Стратегия развития торговли в России" до 2020 года. Представители регионов имели возможность высказать свои пожелания и замечания, касающиеся Закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельность в России". Всех участников экспертного совета беспокоил один общий вопрос. Как субъект Федерации должен выполнять вступивший в силу Закон "О торговле", если никаких нормативных документов к нему нет? Полное понимание того, каков новый закон и как по нему работать, появится только к октябрю, когда будут приняты все федеральные документы в его развитие.

В частности, большие споры вызывает статья о 25%-ном пороге доминирования на рынке для продовольственных сетей. Встречаются примеры, когда производители, имея собственную сеть магазинов, доминируют на локальном продовольственном рынке. В Алтайском крае с такой проблемой к нам пока никто не обращался. Методика расчета объема реализованных продовольственных товаров сетями пока не утверждена на федеральном уровне.

Мы ждем утверждения перечня социально значимых товаров, цена на которые подлежит регулированию в случае ее роста более чем на 30% в месяц. Этот перечень включает в себя продукты, в отношении которых невозможна выплата сетевикам вознаграждения за приобретаемые объемы, - это продовольственные товары со сроком годности не более 10 суток. Однако такое условие не вполне конкретно, так как срок годности многих товаров зависит от температуры хранения. К сожалению, сегодня неясен арбитр, который мог бы привязать конкретный продукт к конкретному сроку хранения. 

Еще один важный документ, который должен появиться на федеральном уровне, - методики расчета минимальной обеспеченности населения торговыми площадями. Существующий сегодня норматив, а это 300 кв. метров торговой площади для села и 280 кв. метров для городской местности в расчете на
1 тыс. жителей, утвержден еще в 1989 году и не отвечает реалиям рынка. Исходя из таких расчетов наш край превышает установленные нормативы. В сельской местности показатель на уровне 400 кв. метров, в Барнауле - 615 кв. метров, в среднем по краю - 496 кв. метров на 1 тыс. жителей.

Что касается полномочий  управления по реализации нового закона о торговле, то к нашим основным функциям относятся разработка нормативных документов к закону на уровне субъекта Федерации, ведение торгового реестра, информационно-аналитическое наблюдение за состоянием торговли в крае. Первое, чем мы планируем заняться, это внести изменения в постановление, касающееся ярмарочной торговли. Новый Закон "О торговле" позволяет заниматься организацией ярмарок не только муниципальным органам власти, но и юридическим лицам.

Также мы должны вести торговый реестр, однако пока не знаем, какова будет его форма и источники формирования. Реестр должен отражать ситуацию на рынке. Но он не будет пополняться, если не определено, кто должен предоставлять сведения о торговых компаниях. Эту функцию мог бы выполнять орган местного самоуправления, ведь на местах лучше знают своих предпринимателей. Но этого не прописано в законе. Если же хозяйствующий субъект должен сам предоставлять определенный перечень данных, то в законе должно быть четко об этом сказано.

Очень важным направлением работы нашего управления и местных администраций станет формирование схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципалитетов. Мы должны разработать порядок создания таких схем, органы местного самоуправления подготовят и утвердят их на своих территориях. Предприниматели должны знать, где можно осуществлять мелкорозничную торговлю, а где нет. Такие схемы по всем муниципалитетам будут размещены на сайте управления.