апрель 12, 2010
Руководитель агентства "Кинетика" рассказал о том, что нужно учитывать при заключении договора на продвижение сайта и почему в первый месяц клиент не увидит эффекта от вложенных средств.
Алексей Самойлов, директор компании "Кинетика".
Анна Зайкова
Раньше работа seo-компаний (занимаются продвижением сайтов в сети Рунет) была проще, потому что выдача поисковой системы Яндекс не отличалась в разных регионах России. Но в июне прошлого года в блоге Яндекса появилась информация о том, что поисковая выдача в различных регионах страны теперь не будет одинаковой. Сначала дифференциация касалась немногих городов, но впоследствии она расширялась все больше и больше. В настоящее время система различает 21 регион России. Например, сейчас по запросу "создание сайтов" в Барнауле мы видим выдачу, сформированную преимущественно из барнаульских студий, а в Новосибирске — из новосибирских.
Из этого следует первая догма, которой нужно следовать при сотрудничестве с seo-компанией: в договоре необходимо обязательно прописать, в каком регионе сайт вашей компании должен быть в топах. Для этого в нем можно указать ссылку на специальную консоль Яндекса, которая при выдаче определяет регион. И в случае возникновения спорной ситуации это станет критерием истины.
Также важно изначально определиться, за каких посетителей вы готовы платить. С помощью специального сервиса Яндекса http://wordstat.yandex.ru/ за пять минут можно проверить, сколько людей запрашивали те или иные фразы, по которым, по вашему мнению или по рекомендации "сеошников", должен появляться ваш сайт в топах поисковой выдачи.
Часто оптимизаторы гарантируют вхождение сайта в топы. Все подобного рода заявления являются не более чем рекламой. Потому что никто не может точно знать, каким образом сложится выдача Яндекса. Ведь юридически поисковая система — это третье лицо по отношению к исполнителю договора оптимизации. Более того, Яндекс не хочет, чтобы кто-то манипулировал его выдачей. Поэтому нельзя говорить о "seo с гарантиями", нужно уточнять — "с финансовыми гарантиями". Seo-компания может гарантировать только свою готовность разделись с клиентом финансовые риски. И действительно бывает так, что деньги к клиенту возвращаются, — это является дополнительным стимулом для оптимизатора.
Таким образом, вторая догма состоит в том, что в договоре надо четко прописать условия возврата денег. Самый простой путь — это оплата нахождения сайта на конкретной позиции в выдаче. В тот день, когда он на ней не находится, оптимизатор платит штраф. При таких условиях ориентиры обозначены, они однозначны и объективны. И клиент всегда может проверить их выполнение.
Мнение, что на рынке seo работают роботы, а не люди, ошибочно. Для того чтобы ваш сайт был популярным и заслуживал рейтинга в Яндексе, работает очень много людей. Расходы на покупку ссылок при продвижении в топы могут достигать половины всего бюджета. Поэтому можно считать вполне справедливым возврат денег при неудачном продвижении в объеме 30%. Бывает и такая тематика сайта, по которой мы можем обеспечить 100%-ный возврат средств. Но надо понимать, что в этом случае плата за риски возрастает. Разница между бюджетом на продвижение сайта и фингарантиями, установленная на переговорах с оптимизаторами, поможет клиенту существенно сэкономить.
Еще одна догма: клиенту необходимо подружить своего бухгалтера и seo-компанию. Продвижение сайта с финансовыми гарантиями подразумевает ежемесячные сверки баланса. Это нужно для того, чтобы в случае встречных проверок у клиента и подрядчика не было вопросов. Поэтому необходимо, чтобы бухгалтерия клиента нашла общий язык с компанией-оптимизатором на начальном этапе сотрудничества. Иначе каждый месяц будут возникать одни и те же проблемы.
Следующая распространенная ошибка в ожиданиях клиентов такая: "Деньги заплатил — теперь буду пожинать плоды". На самом деле все не совсем так. Если у сайта более-менее конкурентная тематика, его продвижение в топ по запросам стоит 90 тыс. рублей, а срок продвижения составляет три месяца, то первый задаток с учетом всех расходов и наценок может составить 30 тыс. рублей. За эти деньги в первый месяц клиент не получит ничего. Эффект появится через три месяца за 90 тыс. рублей.
Так происходит потому, что вы платите оптимизатору только за доставку сайта в топ. Здесь можно привести аналогию с отпуском на море, когда затраты на дорогу составляют существенную долю расходов. То, что за доступ к морю и солнцу нужно заплатить, воспринимается нормально. Точно так же и в поисковой выдаче: если хочешь, чтобы тебя начали видеть, надо оказаться высоко и заплатить за доставку. Трафик начинается только тогда, когда сайт оказался в топах. Поэтому догма здесь такая: не бойтесь предоплаты. Все деньги будут вложены в проект, и через оговоренный срок результат будет заметен.