Авиакомпании отрицают факты продажи "невозвратных" билетов

апрель 13, 2010

ФАС обязала авиакомпании до конца апреля отчитаться, насколько точно они информируют пассажиров о стоимости билета, а также напомнила, что практика "невозвратных" билетов является незаконной.

В пресс-службе ведомства пояснили, что подразделение межгосударственного совета по антимонопольной политике провело проверку авиакомпаний. Выяснилось, что многие из них используют так называемые невозвратные билеты. (продаются по льготной цене; в случае отказа от полета клиент авиакомпании не имеет права вернуть такой билет). Данные о конкретных авиакомпаниях ФАС не озвучила.

В сообщении ФАС приводятся следующие нарушения, допускаемые компаниями в отношении пассажиров:

Пресс-служба ФАС:

Статья 108 Воздушного кодекса России устанавливает право пассажира воздушного судна отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до отправки воздушного судна (если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок) и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Представители авиакомпаний заявили, что давно не применяют практику "невозвратных" билетов. О том же рассказали агенты компаний.

Ирина Колесникова,
пресс - секретарь S7 Group:

Мы не получали обращений от ФАС с требованием отчитаться. В целом тарифная политика авиакомпании полностью соответствует Воздушному кодексу и Федеральным авиационным правилам. У нас нет "невозвратных" тарифов. Все цены вы можете посмотреть на сайте и в кассах. Все тарифы и их условия прописаны и понятны.

Вера Мирошниченко,
руководитель отдела маркетинга группы компаний "Авиафлот":

Оглашая стоимость билета, мы говорим обо всех сборах и возможных удержаниях при возврате. У нас тариф всегда есть в папке с информацией для пассажиров. Если клиент интересуется размером сбора, мы говорим, что в него входит. На самом деле, любой билет можно вернуть. Было много случаев, когда человек, желающий вернуть полную сумму, обращался в представительство авиакомпании, писал заявление и там ему возвращали деньги. Поэтому всё зависит от упорства пассажира.

По словам г-жи Мирошниченко, "в случае запрета ФАС продавать невозвратные билеты, мы, как и раньше, будем следовать букве закона. Для нас ничего не изменится. На цену билета это не повлияет".

Представитель компании "Авиа-Тревел":

Все билеты являются возвратными более чем за сутки до вылета. С пассажира взимается сбор за возврат. У "Аэрофлота" сбор 500 рублей, у S7 – 600 рублей, ГТК "Россия" - 15 евро. Если возврат билета происходит менее чем за сутки, то применяются штрафные санкции.  Эта норма действует уже больше года.

На сайтах авиакомпаний мы обнаружили некоторые из перечисленных ФАС особенностей подачи информации о тарифах. К примеру, одна из компаний предоставляет минимальную стоимость билета с налогами, а цены билетов при распродаже представлены без такс и сборов. В ряде случаев тариф при распродаже не включает сумму агентских сборов, поскольку она может разниться. Однако полную стоимость билета всегда можно уточнить по справочному телефону.