SMS-кошмар или инвестиции в чьи-то миллионы

апрель 14, 2010

Много лет являюсь абонентом "Билайна". И всё бы хорошо, если бы косяком не поступали SMS-ки о покупке рекламы, мелодий, участия в лотереях и прочего ненужного мне мусора. Назойливые сообщения по  этому каналу  приходится удалять, что мне изрядно надоело. Но последней каплей в чаше моего  терпения стала навязанная лотерея "SMS на миллион". 

Сообщения приходили регулярно, а освободиться от этого спама  можно, отправив опять же SMS на специальный номер. Узнала я об этом только в процессе погружения в SMSочный кошмар.

Чтобы понять, на что пойдут так называемые организаторы в порыве раскручивания меня на деньги, я ответила на несколько их сообщений. В результате, за неполных пять дней -  25 SMS-сообщений с призывом отдать им деньги за иллюзорный выигрыш.  

Следует особо отметить бесцеремонные обращения к абоненту: на ты. Развлекаются составители подобных  SMS-сообщений по полной: то просят, то почти угрожающе призывают, то пытаются интриговать. А все для того, чтобы им отправляли деньги. И все это присылают: Организатор акции, и Комиссия по выдаче призов, и даже Департамент по выдаче призов, и Директор этого Департамента, и директор Лотереи.

Вопросы возникали у меня один за другим: почему не сообщено, что плата за одно  сообщение на номер лотереи взимается не по твоему тарифному плану, а намного больше? И об этом можно узнать только на сайте? И почему правила участия не анонсировали так же широкомасштабно? И почему оператор допустил такое  коммерческое пользование своей абонентской базы?

Думаю, что если бы правила участия читали до отправки сообщения, то количество участников подобного обмана стало меньше в разы! А написано там следующее: "Лица, желающие принять участие в Лотерее, заключают с Организатором Договор публичной оферты об оказании Организатором услуг по предоставлению доступа к платному информационному ресурсу wap.mobiledialog.ru (далее по тексту – "Услуга")"  А для того, чтобы "стать Участником, лицу необходимо приобрести Услугу – доступ к платному Информационному ресурсу wap.mobiledialog.ru, содержащему контент для мобильных телефонов (мелодии, картинки, видео, игры), путем отправки СМС-сообщения с мобильного телефона с номером в сети подвижной радиотелефонной связи ОАО "ВымпелКом" на номер …".

Что же касается правила участия в Лотерее, то об этом сказано так: "Только  SMS-сообщения, отправленные на номер …, являются подтверждением согласия Участника с Договором публичной оферты, настоящими Правилами и участия в Лотерее. Каждое  SMS-сообщение является акцептом Договора публичной оферты о предоставлении доступа к информационному ресурсу wap.mobiledialog.ru и представляет собой заявку на оказание Организатором услуги доступа к информационному ресурсу. …Услуга обеспечивает доступ к платному Информационному ресурсу wap.mobiledialog.ru, содержащему контент для мобильных телефонов (мелодии, картинки, видео, игры)".

Если по логике, то я сначала должна была ознакомиться с этим договором, и только потом отправить SMS. Но где, скажите, мне это было прописано в тех SMS, которыми атаковали мой телефон?

В СМИ появилась информация, что пресс-служба ФАС России сообщила уже, что компании "Руми" и "Вымпел-Коммуникации"  рекламировали лотерею "СМС на миллион" в 2009 года с нарушениями законодательства о рекламе.   Есть решение о том, что такая реклама была "ненадлежащей". Противозаконным  признан тот факт, что в рекламе услуг ООО "Руми" не указывались сроки проведения лотереи "СМС на миллион", источник информации об организаторе лотереи, о правилах ее проведения, а также о количестве призов или выигрышей по результатам этой лотереи, сроках, месте и порядке их получения.

Есть претензии и к тому, что рекламные сообщения рассылались без согласия на их получение абонентов. А это является нарушением закона "О рекламе". Ответственность за это понесет рекламораспространитель. Ведь согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.  Сколько придется заплатить и заплатит ли оператор за "СМС на миллион" пока неизвестно.

В отношении рекламодателя и рекламораспространителя возбуждено дело для определения административной ответственности — размера штрафа. Максимум - 500 000 рублей. В подобной лотерее 2009 года приняли участие более 3 млн. абонентов компании, это примерно 6,6% от всей активной российской абонбазы. На каждого участника в среднем пришлось по 8 SMS. Несложные математические расчеты, и можно получить примерную сумму в почти миллиард рублей. При этом суммарные выплаты победителям составили 143 млн. рубля (85 абонентов выиграли по 1 млн. рублей, 14 — по 2 млн. рублей, и один участник — главный приз в размере 30 млн. рублей).

Подобные "мотивирующие" инициативы  и крупная сумма, которую компания в них вкладывает, говорят о том, что бизнес сотового оператора процветает вне зависимости от нынешних экономических условий, ну а абоненты оператора, так сказать, инвестируют в дальнейшее развитие его бизнеса.

С 1 марта 2010 года  началась новая лотерея, в которую нас втягивают самым активным и циничным образом. Вы готовы стать финансовыми донорами? Я лично нет. И получать подобные сообщения впредь не хочу. Если учесть, что абоненты этой компании разновозрастные, то могу себе представить, как опустошаются счета юных пользователей.  Я не уверена, что организаторы такого ЛОХОТРОНА вдруг осознают все и принесут свои извинения или прекратят вымогать деньги. Надеюсь на то, что общественный и негативный резонанс все же заставит их хотя бы немного уменьшить свою активность. Жду ваших размышлений на тему: как с этим злом бороться?