апрель 23, 2010
Когда нужна помощь и есть люди, которые могут ее оказать, жить как-то спокойнее. С этим трудно поспорить. Леонид Ивановский, председатель Алтайской краевой организации профсоюзов работников народного образования и науки России, в интервью рассказал о том, в какой помощи сегодня нуждаются учителя.
– Насколько учителя сегодня довольны своим положением?
– Очень недовольны: их не уважает общество, на них не обращает внимание государство, вопросы оплаты труда по-настоящему не решаются, постоянно возникают попытки урезать социальные гарантии. И недовольство только возрастает. Это происходит на фоне внешнего благополучия, которое пытаются создать органы управления образованием: Год учителя – мы вкладываем, строим, развиваемся… При общей нищете большей части российского населения учителей – одних из самых нищих – кое-где считают людьми, которые неплохо зарабатывают! И когда мы им говорим – надо бы защищать свои права, действовать, они отвечают: "Леонид Никитич, как? Нас заклюют, потому что родители наших детей совсем ничего не получают".
– В каких вопросах они больше всего нуждаются в защите?
– Учителя работают намного больше, чем им платят. Поэтому им нужна поддержка профсоюза прежде всего для того, чтобы когда-нибудь добиться достойной заработной платы.
Самый частый вопрос, с которым к нам обращаются: "А правильно ли мне начисляют зарплату?". Новая система оплаты труда – механизм, в котором сложно разобраться. Когда наши специалисты выезжают в школы по обращениям, почти всегда находят недоплаты. Второй частый вопрос – коммунальные льготы сельских учителей. Их пытались ликвидировать, их пытались урезать – мы не позволили. Дважды доходили до Верховного суда и побеждали. Сейчас вместо натуральных льгот (дрова и уголь) учителя получают денежную компенсацию. Возникла масса вопросов: ни краевое, ни российское законодательство не приведено в соответствие с этим нововведением.
Третий повод для обращения в профсоюз – пенсия. Учителя имеют право выйти на нее, отработав 25 лет. Пенсионный фонд сплошь и рядом отказывает: "должность не так называется", "учебу по повышению квалификации нельзя считать стажем". Но у нас сложилась большая судебная практика в нашу пользу. Много вопросов по поводу того, когда прекратят закрывать малокомплектные школы и сокращать специалистов – психологов, логопедов, педагогов дополнительного образования.
– Что скажете про новую систему оплаты труда? Справедлива ли она?
– Юрий Денисов любит говорить о том, что заработная плата педагога приблизилась к средней зарплате в экономике региона. Это любит говорить и министр Фурсенко, а с его подачи – премьер и президент. Что я могу сказать о новой системе оплаты труда? Она отвратительная! Профсоюзы недовольны ею, мы видим ее изъяны. Когда пилотные территории края попробовали систему "на зубок", эти недостатки проявились. Мы много спорили с управлением по образованию, и кое-что по нашим просьбам подправили. Но мы не стали препятствовать переходу всех учреждений образования на НСОТ, потому что видели: в этих пилотных территориях все-таки произошло небольшое повышение заработной платы. Сложно, противоречиво – одним больше, другим меньше, третьим вообще ничего, – но оно было. Плюс под эксперимент было получено немаленькое финансирование федерального центра. Мы согласились с оговоркой: систему нужно усовершенствовать. Управление по образованию продемонстрировало готовность сотрудничать. На днях мы вновь будем вести об этом разговор на большом профсоюзном сборе.
Но система отвратительна. Она изначально не настроена на то, чтобы значительно повысить заработную плату всем учителям. А ее надо повышать! И вместе с этим создавать возможности повысить ее наиболее существенно тем, кто работает творчески, инновационно. Повышение произошло на 25–30 процентов, а чаще всего меньше. Разговоры о том, что одним стали платить больше, потому что они лучше работают, – пустые. Какая-то дифференциация произошла, но никто до сих пор не знает, как оценивать труд учителя. НСОТ громоздкая, сложная, постоянно ломается, недостаточно денег, чтобы она работала без сбоев. Школьному директору не ошибиться, не злоупотребить невозможно. При этом с 2007 года не проводилась индексация зарплаты учителя, чтобы нейтрализовать инфляцию. Если посчитать, можно обнаружить, что государство выиграло. И то повышение частично оплачено за счет оптимизации – ликвидации маленьких школ и увольнения всех, кого можно уволить.
– В условиях уменьшающегося количества детей сокращения педагогов неизбежны… Нужно смириться и рубить с плеча, отсекая "лишних" педагогов, или искать компромиссы, действуя по принципу "оставить всех, но зарплата будет ниже"?
– Все неоднозначно. Сокращения, к сожалению, проводят и там, где детей много. Зайдите в 42-ю гимназию – она набита под завязку, там нарушены все санитарные нормы наполняемости классов, туда просятся. Тем не менее их свирепо понуждают сокращать всех, кого можно. Наши продвинутые гимназии, лицеи теряют кадры, которые обеспечивали им дополнительное образование, углубленное изучение предметов.
А возьмем маленькую школу, которая действительно тает, и всех учителей вроде бы не оставишь. Ну, сократят нескольких. Передадут историю математику – много он напреподает? Государство должно по-настоящему решать проблему. Маленькие школы во всех странах, во все времена были дороже, чем большие городские. Говорят, будем возить. Посчитайте, во что это обойдется? И подумайте, что будет с этими учениками, которых рано утром повезут куда-то по любой погоде, привезут только к вечеру, потому что нужно ждать, к примеру, старшеклассников. Ребенок упадет и заснет! Он будет вырван из семьи, у него будет ненормальный образ жизни, что подорвет его здоровье.
Да, детей стало меньше. Да, потребность в педагогических кадрах будет сокращаться. Но надо сокращать постепенно. Надо учить детей, где бы они ни были, сколько бы их ни было. Если в селе закроют школу, зачем молодым семьям в нем оставаться?
– Часто ли руководители школ, которые сегодня наделены большими полномочиями, нарушают права педагогов?
– Часто. То, что они наделены большими полномочиями, хорошо. Но их без достаточного финансирования трудно реализовать. Директорам говорят: денег будет еще меньше, ужимайтесь. И они изворачиваются. Сами иногда понимают, что идут на незаконные решения, но другого выхода не имеют. Пришлось, к примеру, сократить уборщицу. Но площади-то остались прежними! Он разделит их на оставшихся, а платить будет столько же, иначе смысла в сокращении не будет. То же самое с педагогическими кадрами. Еще одна беда – директора страшно необучены! Раньше их обслуживала централизованная бухгалтерия районо, сейчас этот институт ликвидируется. Надо иметь своего бухгалтера, а содержать его не на что. И вот он крутится, кого-то просит… Он не менеджер, как сейчас модно говорить, он учитель, который когда-то был выдвинут коллективом на эту должность. Ну, позовут его на курсы усовершенствования, немножко поучат, но это все доморощенное. В итоге директора допускают ошибки. Нашего специалиста, заведующего отделом труда и заработной платы, у которой финансовое образование, не проведешь. Она по просьбам учителей выезжает в районы и находит массу нарушений. И ведь не скажешь: "Ой, какие директора рвачи!" Там нет крупных и явных злоупотреблений. Там есть непрофессиональная работа.
Выпускник педвуза получает в школе четыре с небольшим тысячи рублей. Считает, что ему страшно не повезло. Ищет любой способ, чтобы уйти. И уходит. Школа переполнена пенсионерами. Это тоже показатель неблагополучия. Профсоюзы добиваются, чтобы размер пенсии педагога поднять до 40% от зарплаты. Сколько должен зарабатывать учитель, чтобы 40% заработка дали ему возможность не ощущать себя совершенно нищим?
– Насколько профсоюзная организация может влиять на процессы, происходящие в образовании?
– К сожалению, общественное мнение глухо, пресса с неохотой обращается к проблемам педагогов. Защищать учителя некому. В нормальном гражданском обществе так не должно быть. Где-то проблемы удается решать на уровне школьной профсоюзной организации, ведь без учета ее мнения директор не может принимать решения, касающиеся оплаты труда, расстановки кадров и т. д. А когда мы отстаивали коммунальные льготы, нам никто не подставил плеча, хотя мы обращались и в "Единую Россию", и к депутатам.
– Почему учителя боятся рассказывать о проблемах?
– Здесь не боязнь. Дальше школы не пошлют, меньше класса не дадут. Это неверие в то, что можно что-то изменить. Обнаруживаем, допустим, нарушения – директор прямо ноги об них вытирал! Упрекнешь: чего ж молчали? Говорят: "Заедят, загрызут, натравят других учителей, перессорят". От этого неверия развивается равнодушие. К нам часто приходят с жалобами, а когда спрашиваешь: "Вы даете нам право вмешаться?" – им не хочется.
– А можно ли что-то изменить?
– Все! Только изменения происходят медленно и в результате сопротивления тем негативам, которые есть. В этом и беда. Уже нет времени, чтобы растягивать решения проблем. Желания быстро преодолеть негатив, который долго накапливался, не демонстрирует ни правительство, ни премьер, ни общество, которое не волнует, что происходит в школе.
Школа тем временем разваливается. Ее тщательно припудривают: разговоры о "нашей новой школе"… Ну, построят несколько хороших зданий, оснастят, а остальные как? Но главное – кадры. Министр образования говорит и даже не вздрагивает, что всего четыре процента выпускников педагогических учебных заведений закрепляются в школе! И делает вывод: надо ликвидировать педуниверситеты, слив их с классическими. Неужели непонятно: установи школьному учителю достойную зарплату, в том числе на начальном этапе, чтобы выпускник вуза видел – на выходе у него будет такой-то доход, и вопрос о престиже учительской профессии будет решен. Лучшие выпускники школ бегом побегут в педуниверситет, лучшие выпускники педвузов – в школу. Специалисты в области образования во всем мире говорят: если средний показатель зарплаты в образовании ниже, чем средняя зарплата в стране, страна начинает деградировать. Это может сказаться через 10, 20, может, через 50 лет. Но скажется неизбежно.
В 2009 году Алтайская организация профсоюзов работников народного образования и науки оказала помощь по оформлению документов в суд 189 человекам. Экономический эффект судебной защиты – 12 миллионов 300 тысяч рублей. Из них 8 миллионов – восстановленные льготы сельским педагогам. 4 миллиона 300 тысяч – восстановленные права на досрочную трудовую пенсию и т. д.
50 000 человек объединяет в Алтайском крае профсоюз работников народного образования и науки.
В редакцию "Свободного курса" пришел отклик на , опубликованное под заголовком "Чем больше работаешь, тем дешевле твой труд".
"… К сожалению, наша коллега неверно изложила факты.
1. Действительно, с 1.09.2009 в штатном расписании школы отсутствуют ставки педагогов дополнительного образования. Несмотря на это, на базе школы действуют кружки и секции за счет ставок учреждений дополнительного образования, кружки на общественных началах: шахматы (ЦРТД Индустриального района), футбол (школа А. Смертина, "Полимер"), хореографический ансамбль "Сюрприз" (ДЮЦ Индустриального района), фольклорный кружок (ЦЭВД "Песнохорки"), подростковый клуб "Кораблики", вокально-инструментальный ансамбль "Альтаир" (на общественных началах), три объединения (вокал, народные инструменты, фортепиано – преподаватели музыкальной школы № 5), ИЗО-студия "Веселые картинки" (КГОУДОД ДООЛ "Алтай"). В школе работает педагог-психолог и социальный педагог, ставки которых с учетом контингента учащихся и неблагополучной обстановки в микрорайоне школы сохранены.
2. По учебному плану школы в 1-11 классах введены три часа физической культуры. Освобожденных от уроков физкультуры (по медицинским показаниям) детей на 2009/2010 учебный год – 10, что составляет 1,8 % от числа всех школьников. (…)
3. Проблема введения новых стандартов второго поколения активно обсуждается на заседаниях учителей школы. Проведен семинар по данной теме. Таким образом, представление о стандартах второго поколения и механизмах их введения у педагогов школы будет верное.
4.В школе функционирует один компьютерный класс. Кроме того, в 2008-2010 гг. за счет бюджетных средств и дополнительных источников (спонсорская помощь) приобретены для организации УВП и методической работы 7 лазерных МФУ, два лазерных принтера, 5 компьютеров и комплектующих (монитор, колонки, 10 компьютерных мышек), комплект аппаратуры для актового зала (6 микрофонов, колонки), две точки доступа для организации локальной сети, два телевизора, один проигрыватель ВМВ, три классные доски (на сумму 27100 рублей), спортинвентарь (на сумму 9800 рублей), оборудование для кабинетов технологии (швейные машинки, гладильные доски, утюги, чайники, электроплиту, инструменты на сумму 26920 рублей), наглядные пособия (10600 рублей). Оборудованы мебелью учительская, кабинет психолога, кабинет для работы детского самоуправления, получен в рамках ПНПО "Образование" кабинет биологии, заменено технологическое оборудование школьной столовой. Большая часть затраченных средств – бюджетные. 30.12.2009 был получен комплект интерактивного оборудования. Оборудован кабинет на 4 этаже (поклеены обои), установлена металлическая дверь, приобретены жалюзи на окна. 8.02.2010 сотрудники фирмы "Галэкс" смонтировали и подключили интерактивное оборудование. Несмотря на недостаток средств, директору удалось в короткие сроки изыскать финансовую возможность для оснащения кабинета. Педагоги школы начали в индивидуальном порядке начали осваивать новое оборудование. (…)
5. Размер стимулирующего фонда -13 000 рублей, указанный в статье, ни в один из месяцев в 2009/2010 учебном году не был. Ежемесячно распределялись суммы от 17 000 рублей (февраль 2010) до 141200 (декабрь 2009).
6. С 1.10.2009 организована группа продленного дня на платной основе. В соответствии с заключенными трудовыми договорами три педагога получают заработную плату 60 % от общего дохода, полученного при оказании услуги в группе продленного дня. Заработная плата всем сотрудникам, оказывающим дополнительные платные образовательные услуги, выплачена в полном объеме.
7. Чернышева Н.В. по поводу нежелания работать, большого прессинга, выразила свое личное мнение. Его не поддерживает большинство педагогов МОУ "СОШ № 120".
(…)
Письмо подписано 16-ю педагогами школы № 120.
Комментарий Леонида Ивановского:
Это раскол. Я уверен, что вот так, стихийно, не мог возникнуть протест против одной учительницы. Могли быть не согласны один, два человека. Они могли в учительской с ней поспорить. Но когда вот так, почти весь коллектив…. Это значит, какая-то рука дирижировала. Какая? Вы сами знаете. И они знают. Человек имеет право высказать свою точку зрения, в том числе в газете. И это вызывает уважение. Если ты не согласен – спорь. А когда вот так... И знаете, такое часто случается. Создать общественное мнение против того, кому "больше всех надо", очень легко. Мол, чего выступаешь, мы молчим, и ты молчи. Хотя, уверен, эти же учителя с ней соглашались... Когда в болоте молчания, не желания брать на себя дополнительные невзгоды, связанные с борьбой, находится кто-то, кто решается сказать, появляется нехорошая зависть: "Она что-то сделала, а я не могу встать с ней рядом, потому что боюсь, а значит, это бросает на меня тень. Лучше я скажу, что она выскочка, и что все у нас на самом деле не так". Ну а когда директор или завуч вызовет в кабинет и скажет: "Это же очерняет наш коллектив! Давайте действовать!" Что они будут делать? Будут действовать. Как сказал директор...
От редакции
Газета "Свободный курс" продолжает цикл материалов, посвященный теме "Год учителя". Мы хотим, чтобы те, кто готовит реформы, и те, кого они касаются, шли в одном направлении.
К разговору о проблемах образования мы приглашаем учителей, директоров школ, родителей. Пишите по почте: 656049, г. Барнаул, ул. Короленко, 105, "Свободный курс", каб. 713, с пометкой "Год учителя". По электронной почте: . Звоните: 8 (3852) 26-63-69.