март 24, 2004
25 марта - предполагаемый день первой сессии нового состава краевого Совета народных депутатов. Сессии, в повестке которой практически все вопросы имеют принципиальное значение с политической и организационной точки зрения.
Главный вопрос, конечно, - избрание председателя. По сути, именно он решит, чья все-таки взяла на этих выборах в краевой Совет. Основных претендента два: Леонид Хвоинский от "Единой России" и Александр Назарчук от блока "За наш Алтай". Для того чтобы стать председателем, нужно набрать 35 голосов депутатов.
По предварительным раскладам, во фракциях и "Единой России", и "За наш Алтай" будет по 20-25 человек. То есть ни у тех, ни у других большинства нет. И здесь героями дня становятся депутаты, избравшиеся от ЛДПР (пять человек) и от сенсации этих выборов - блока "В поддержку президента" (восемь человек).
С кем блокируется Чеснов?
Павел Чеснов, возглавляющий блок, в прошлом был председателем исполкома регионального отделения "Единой России". В середине прошлого года он был со скандалом смещен со своего поста. А уже в марте этого года, после того как он создал блок, "Единая Россия" исключила его из своих рядов как препятствующего проведению политики партии. Поводов обидеться, что называется, предостаточно.
Поговаривали, что к созданию блока Чеснова приложил руку Александр Назарчук. В интервью "СК" председатель бывшего крайсовета сказал: "Я ничего не скрываю. Возглавил блок человек, которого, грубо говоря, вытурили из партии. И чего хотим? Я не скрывал и не скрываю, что мы помогали в организации предвыборной кампании ребятам".
Однако и "Единая Россия", еще недавно отвергавшая Чеснова, сейчас активно ведет с ним переговоры. Удастся ли ей предложить ему что-то, от чего он не сможет отказаться, - не ясно. Как сказал член политсовета партии Сергей Землюков: "Чеснов поймал жар-птицу, немножко ошалел и не знает, что с ней делать".
Как бы то ни было, но 19 марта, в день, когда Павел Чеснов был в Москве, где его, по слухам, "обрабатывал" Хвоинский, депутат от его блока Алексей Боговиз очень свободно чувствовал себя в приемной Назарчука.
Вместе с тем окончательной ясности не наступит до самого голосования, которое будет тайным. Более того, как отмечают некоторые эксперты, нет никакой гарантии, что председатель на первой сессии вообще будет избран.
Фракций и комитетов может стать больше
Не менее важный вопрос, который будет решаться на первой сессии крайсовета нового созыва, - структура: как политическая (группы и фракции), так и по комитетам.
"Было бы хорошо, если бы все депутаты входили в объединения. Тогда не нужно будет выслушивать каждого депутата в отдельности. Консолидированное решение по тому или иному вопросу будет приниматься на заседании фракции", - говорит Александр Назарчук.
Правда, до сих пор остается неясным, сколько же будет в крайсовете фракций, а сколько - других объединений. Если исходить из существующего регламента, то фракций будет две - "За наш Алтай" и "Единая Россия". Только они соответствуют установленным условиям: фракция может быть сформирована, если есть не менее десяти депутатов, выдвинутых партией. Депутаты от блока "В поддержку президента" и ЛДПР, как говорят, в таком случае образуют депутатскую группу (в нее по правилам должно входить не менее 14 человек).
Однако в кулуарах крайсовета обсуждается и другой вариант - создание четырех фракций, по числу прошедших партий и блоков. Такой принцип действует в Государственной Думе. Для этого нужно будет внести изменения в регламент крайсовета. Смысл в этом есть. Ведь что получается? Мало того что политическим объединениям алтайские законодатели установили высокий барьер для прохождения в крайсовет - 7%, так они еще и требуют набрать столько голосов, чтобы провести не менее десяти человек. О каком полноценном представительстве интересов избирателей в таком случае может идти речь? Есть люди, которые выбрали, скажем, ЛДПР. Пусть их не очень много, но достаточно для того, чтобы их взгляды представляла отдельная фракция.
В новом составе крайсовета, вероятнее всего, будет не один заместитель, как это было раньше, а два. Один будет отвечать за организационную работу, другой - за законотворческую деятельность. Вероятно, что заместителями станут представители двух ведущих фракций.
Вместо существующих ранее пяти комитетов предположительно будет семь: разделят комитеты по социальной и правовой политике и местному самоуправлению (вопросами местного самоуправления в связи с муниципальной реформой займется отдельный комитет).