апрель 30, 2010
– Светлана Семеновна, давай подвезу!
– О, у тебя уже новая иномарка? А я все пешком до школы и обратно…
– Ну, кто на что учился!
Светлана Васильчикова верит, что молодежь поедет в село.
Олег Богданов
Светлана Васильчикова, учитель русского языка и литературы из Курьинской средней школы, моделирует сценку, которая не раз случалась с ней в реальной жизни на улице родного села. В роли Светланы Семеновны – она сама, в роли владельца новой иномарки – ее бывший выпускник. И философствовать не надо: вот самый наглядный ответ на вопрос, почему выпускники педагогических вузов не сильно рвутся в профессию, а уж тем более в сельскую школу.
Как привлечь в село молодых педагогов? Почему сельский учитель – больше, чем просто учитель? Как ему идти в ногу со временем? Об этом говорили в Барнауле на Всероссийских педагогических чтениях, посвященных 100-летию со дня рождения просветителя Степана Титова, отца космонавта № 2 Германа Титова. Десять лучших сельских педагогов получили "титовские" премии – по 125 тысяч рублей.
Кто они – лучшие сельские учителя, о чем они беспокоятся, о чем мечтают?
Светлана Васильчикова, одна из этой счастливой десятки, уже знает, как потратить неожиданную прибавку к зарплате. Деньги пойдут на издание словаря русских говоров села Курья, подготовкой которого она вместе со своими учениками занимается с конца 70-х годов. Вопрос, почему именно на эту учительницу обратили внимание, когда из сотни педагогов, претендовавших на премию, выбирали десять, отпал как-то сам собой, когда Светлана Семеновна начала рассказывать о своей работе:
– Наше село – одно из старейших в крае, основано в 1749 году. Долгое время в нем проживали выходцы со всех уголков российского государства. К нам в поисках Беловодья, от крепостного права, от бескормицы на вольные земли ехали люди из европейской части страны, с юга и с севера. Где еще могло произойти в одном месте слияние такого большого количества культур? И какой любопытный диалект здесь сложился! Мне все это очень интересно, и я стараюсь заинтересовать ребят. Это местная наука: они вместе со мной собирают от бабушек, прабабушек то, что уже завтра может безвозвратно уйти.
Например, у курьинцев есть легенда, откуда взялось название нашего села: болота курились, поэтому Курья. И их не переубедишь! А мы с ребятами выяснили, что слово это к нам пришло от выходцев из северных губерний, из Архангельска. Или вот есть "барсетка", "кошелек", а у нас есть "гаманок", это слово понятно всем курьинцам. Про дырявые сапоги мы скажем "худые". Или кто-то говорит: "Хватит измигульничать!" Всем понятно – "капризничать".
Когда дети приходят в школу и говорят "айда", я им объясняю, что в русском языке нет такого глагола. Они не сразу это понимают. Все жители Курьи – носители диалекта, в том числе и я. Каждое слово можно разобрать, понять, откуда оно взялось, что обозначает. Так интересно! Это все жило в наших бабушках, прабабушках. Я начала всерьез заниматься словарем, когда уже училась в институте. Сначала мне помогали преподаватели, потом подключились ученики. Были поездки, экспедиции. Дети продолжают собирать словарь. Сейчас в нем больше тысячи слов.
Татьяна Билан, учитель английского языка Шипуновской средней школы, хочет потратить премию на круиз к норвежским фьордам.
– Расширение собственного пространства – очень больной вопрос для любого жителя села, – говорит она. – И я не только сама езжу, а стараюсь вывозить детей. Мы с ребятишками из нашей школы за последние пять лет побывали в Великобритании на курсах английского языка, в Финляндии, в Чехии, в Польше, в Швеции, в Германии, во Франции, в Бельгии и в Голландии. Ездим и по России. В прошлом году были в Санкт-Петербурге. Путевка без дороги стоила семь тысяч рублей. Для селян это большая сумма. Но если подумать о будущем ребенка – мизер. Родители очень хотят, чтобы дети посмотрели мир. Они говорят: "Если я этого не видел, то пусть увидит мой ребенок".
Но не все, к сожалению, могут себе это позволить. Зато все дети понимают, что иностранный язык – их билетик в жизнь. А вот преподавание языков в школе, особенно в сельской, – больной вопрос! У нас, например, большая школа, работают 78 педагогов, и лишь четверым меньше 35 лет. Но Шипуново – райцентр, учителя иностранного языка есть. На весь район – 29 преподавателей английского. И это еще хороший состав! Как правило, в сельских школах гораздо меньше квалифицированных учителей. Иностранный язык должен преподавать специалист. А у нас в маленьких школах его порой ведут учителя других предметов. Они стараются, но это не то! Так отрезается целый пласт будущего ребятишек…
Работники школ, сотрудники педагогических вузов уверены, что кадровая проблема образования в целом и сельских школ в частности – чисто экономическая. Молодых специалистов отпугивает не профессия, а зарплата. Геннадий Бордовский, ректор Санкт-Петербургского педуниверситета имени Герцена, гость Титовских чтений (интервью с ним читайте в одном из ближайших выпусков "СК". – Авт.), говорит, что в их городе это доказали. После того как губернатором было принято решение о повышении зарплаты в три раза – вакансии в школах исчезли.
Светлана Васильчикова, одна из героинь нашего материала, – оптимист:
– Да, время очень сложное! Вопрос кадров, пожалуй, самый больной. Но, слава богу, пена уже оседает. Нужно время. Оно пройдет, и настоящие девочки и мальчики, они приедут в село учить.
Работаю с 1941 года. Я моложе Степана Павловича Титова всего на 13 лет. Но пока могу ходить, дышать, пока умею соображать, буду идти по пути, выбранному 70 лет назад, только вперед.
Премии имени Степана Титова в 2010 году получили: Татьяна Билан, учитель английского языка Шипуновской средней школы; Тамара Ковылина, учитель русского языка и литературы, директор ребрихинской школы № 1; Любовь Сухорукова, пенсионерка, бывшая учительница математики Первоалейской средней школы Алейского района; Ольга Штро, педагог дополнительного образования Поспелихинского районного центра детского творчества; Анна Двинина, учитель биологии Солонешенской средней школы; Светлана Васильчикова, учитель русского языка и литературы Курьинской средней школы; Михаил Ягунов, учитель географии Волчно-Бурлинской школы Крутихинского района; Людмила Бушуева, учитель математики Чарышской средней школы; Алла Королева, учитель математики, директор Макарьевской основной школы Топчихинского района, и Петр Скрылев, пенсионер, бывший учитель истории кытмановской средней школы № 1.