май 14, 2010
Совместное заседание комитета по законности, правопорядку и защите прав граждан, комитета по местному самоуправлению краевого парламента и избирательной комиссии Алтайского края прошло 14 мая. Участники мероприятия обсуждали внесение изменений в краевое законодательство в связи с озвученными предложениями во время послания президента.
Стелла Штань, председатель комитета по местному самоуправлению АКЗС высказала предложение – обсудить возможность отмены второго тура выборов мэра в крае.
Наш кодекс о выборах предусматривает повторное голосование при проведении выборов в муниципальных образованиях с числом зарегистрированных избирателей более 50 тысяч человек, если кандидат не набирает более 50% голосов. Под такие муниципальные образования у нас попадают Барнаул, Бийск и Рубцовск. Мы считаем возможным проанализировать целесообразность проведения повторного голосования по таким муниципальным образованиям, поскольку это и определенные финансовые затраты. Хотя я всегда говорила, что демократия не бывает дешевой. Но, тем не менее, какой-то мораторий на определенную управленческую деятельность в этих муниципальных образованиях, который и так длится очень продолжительное время и последний второй тур в Бийске позволяет говорить об этом. Мы не настаиваем, но порассуждать на эту тему мы имеем право как комитет, который ведет вопросы муниципальных выборов. В этом направлении мы будем работать.
Ирина Акимова, председатель крайизбиркома, отметила, что вопрос целесообразности проведения второго тура уже изучался комиссией.
Что касается института второго тура выборов. Конечно, предложение о том, что нужно переходить на иные формы организации местного самоуправления, действительно, целесообразно. У нас еще есть пример муниципалитета с населением свыше 50 тысяч – это город Новоалтайск. Но Новоалтайск перешел на систему назначения.
Мы уже предварительно провели анализ во всех 83 субъектах федерации в отношении регламентирования этого вопроса. На сегодняшний день ситуация такова, что в большинстве субъектов федерации при определении результатов выборов глав муниципальных образований используется исключительно мажоритарная система относительного большинства. Либо есть еще одна модификация, мы ее отнесли сюда, поскольку, она, как правило, не работает, за редчайшими случаями, когда два кандидата набрали равное число голосов – тогда только может быть второй тур. Ряд субъектов только такую модель закрепляют.
В 13 субъектах федерации разновидность мажоритарной избирательной системы, какую относительную или абсолютную выбрать отдают на откуп муниципалитетов, то есть закрепляется в уставе муниципального образования. Мы полагаем, что модель не совсем корректная, поскольку тоже чревата некоторыми сложностями. Либо второй тур предусмотрен только на уровне городских округов крупных муниципальных образований. Получается, что на сегодняшний день проведение второго тура выборов – позиция не самой значительной части субъектов российской федерации.
Поэтому, конечно, думать нужно, смотреть практику. Тем более, что она такова, что за последние электоральные циклы и в Рубцовске и в Бийске уже неоднократно были вторые туры, исключение составляет только Барнаул, кампания 2008 года, когда с первого тура действия были произведены.
Мы полагаем, что это очень сложная задача для законодателя. Мажоритарная система абсолютного большинства, конечно, объективно отражает мнения избирателей, так как победители получают поддержку свыше половины проголосовавших. Эта модель эффективно работала, когда было требование о нижнем пороге явки. Сейчас, когда явки нет, как правило, те модели, которые мы с вами рассматривали, говоря об абсолютной поддержке будущего избранного главы, используются с очень низким процентом явки избирателей, где-то она немного выше 30%.
Поэтому во время вторых туров мы не решаем задачу серьезной легитимной поддержки избранного главы. Поскольку вариация поддержки 34% или 36%, то это исключительно соблюдение норм действующего законодательства в данном случае. Конечно, подумать над этим вопросом нужно.