май 17, 2010
Единственный крупный федеральный игрок, который закрепился на алтайском выездном туристическом рынке,— "Пегас-Туристик". Компанию, которая организует прямые туры из 43 российских городов в девять зарубежных стран, возглавляет Анна Подгорная. Корреспонденту газеты "Ваше дело" гендиректор туроператорской компании рассказала о том, почему барнаульцам пока хватит Турции и Таиланда и за счет чего "Пегас" делает туры дешевыми.
— Анна Альбертовна, "Пегас" — единственный федеральный оператор, который работает с Барнаулом. Ваша компания становится монополистом и во многих других сибирских регионах. Как чувствуете себя в Сибири вообще и в Алтайском крае — в частности?
— Комфортно, по-деловому. Когда мы начали выходить в регионы, иногда слышали реплики в свой адрес от других игроков: "Что делать в регионах? Они неподъемные, неразвитые, там нет нормальных агентств, все бедные и несчастные, никто никуда не летает. И почва такая неблагодатная". Не соглашусь с этим в корне! Чаще всего региональные агентства из-за удаленности и отсутствия информативных источников проявляют ко всему больший интерес. Они живее! Если столицы, и одна и другая, пресыщены — информация им вкладывается, дается везде, то региональные туристические агентства сами ее ищут, у них больше интереса, больше энтузиазма. Поэтому работать на таком рынке — огромное удовольствие.
Но проблемы есть. Согласитесь, на бытовом уровне ну не любят москвичей. Называют варягами. Не важно, о чем идет речь: о торговой сети или о чем-то еще. Это всегда вызывает некоторое отторжение у местного бизнес-сообщества. В нашем случае — у местных туроператоров. Считается, что варяг отбирает хлеб. И борьба в этом случае неравная, потому что у московских операторов гораздо больше возможностей — собственные авиакомпании, возможности оперировать большими оборотными средствами. Мы можем позволить себе где-то сработать в убыток, чтобы потом наверстать. Местные операторы по масштабу меньше. Им сложнее варьировать продукт, в том числе и в области ценообразования. Естественно, в чем-то они проигрывают. Поэтому, заходя на местный рынок, нужно вести очень сдержанную и корректную политику, чтобы не сломать его. Туроператор должен не закрывать двери: я пришел, и это мой рынок, для тебя теперь вход закрыт. Нужно дать возможность работать другим.
— Тем не менее многие считают, что в 2009 году вы выдавили с барнаульского рынка туроператора Coral, в том числе и с помощью демпинга.
— Никто никого не выдавливал. Компания Coral Travel сама известна своим демпингом в России. Если есть какие-то просчеты в ценовой политике, в маркетинговых исследованиях, не нужно списывать неудачи на конкурентов. Мы никогда не предпринимали никаких агрессивных действий против других игроков. Мы работали сами по себе: ни антирекламы, ни демпинга. Демпинг — вещь очень серьезная. Ну, начну я у вас продавать туры по $ 100? Их раскупят. А дальше что? Нужно будет каким-то образом зарабатывать. Влезть в демпинг просто. Чтобы выбраться из него, необходимо время, иногда годы.
— В прошлом году в июне цены на недельные туры в недорогие отели Турции опускались до 22–24 тыс. рублей на двоих вместе с перелетом. Этот отдых на самом деле столько стоит?
— Конечно, нет. Почему цены снизились именно в июне? Это так называемый июньский спад. Он был, есть и будет всегда. Если держать цены достаточно высокими, образуется большой убыток. Практически все туроператоры так делают — опускают цены в июне и поднимают в высокий сезон.
— Получается, в высокий сезон цены завышены?
— Нельзя так говорить. Цены соответствуют реальной стоимости продукта и той небольшой прибыли, которую закладывает каждый игрок. Рентабельность турбизнеса очень низка — 3–4% при идеальном раскладе.
— А как вы относитесь к тому, что у региональных агентств единственным методом в конкурентной борьбе становятся скидки за счет вашей же агентской комиссии?
— Конечно, отрицательно. Мы стараемся повлиять на рынок, прекратить это безумие. Ассоциация туроператоров России подписала хартию, мы были инициаторами этого. Но что я хочу сказать. Дорогие представители агентств, создавайте сами такую систему, которая помогла бы регулировать положение на рынке. Пропагандируйте нормальные отношения. Туристам нужно объяснять, что есть агентства, которые несут ответственность за своего клиента, что они профессионалы, а не компании-однодневки. И я вам клянусь, что тогда турист задумается: либо ему дадут скидку в $ 20 непонятно где, либо он придет и оформится в нормальном профессиональном агентстве.
— В других городах Сибири больше прямых направлений. В Барнауле же зимой — Таиланд, летом — Турция. Насколько перспективно развивать здесь другие направления?
— Теоретически из Барнаула можно поставить все наши направления. Но можно получить большие проблемы, не загрузив самолеты. В нашем представлении местный рынок пока к этому не готов. Многие готовы ездить из Москвы и Новосибирска. И рынок не стагнирует, развитие идет.
— Агентства, в том числе и барнаульские, нередко признаются, что с "Пегасом" работать удобно, но неинтересно. Кто-то даже высказался, что агентства здесь превратились в машины по продаже "пегасовских" туров. Прокомментируйте.
— Лучше пусть будет налаженная машина, чем какой-то экстрим, когда отменили рейс, не заселили в отель. Адреналина много, а толку мало. Лучше уж работать ровно. Я не думаю, что планомерная работа скучна, — смотря как ее воспринимать.
— В этом году у "Пегаса" появилось много новых направлений, в том числе и не таких дешевых, как Турция. Например, Испания, Хайнань. Цены, которые вы предложили, ниже, чем у других операторов, работающих на этих же направлениях. Это демпинг?
— Нет. Нужно понимать, что мы летаем на собственных самолетах. Имея свою авиакомпанию, я, естественно, минимизирую стоимость перевозки. Правая рука на левой не зарабатывает!
— Речь об авиакомпании Nord Wind?
— Да. Основные наши полеты из сибирских регионов мы осуществляем на самолетах этой авиакомпании.
— Когда она у вас появилась?
— Полтора года назад.
— Это многие проблемы решило?
— Безусловно! Проблемы стоимости, проблемы выстраивания цепочки. Если я выступаю заказчиком чартерной цепочки в другой авиакомпании, то ее надо согласовывать — смогут или не смогут, захотят или не захотят.
— Сколько самолетов в Nord Wind?
— Сейчас ждем шестой. Все — "Боинги". Это самые востребованные самолеты на российском рынке.
— Расскажите немного о самой компании — о владельцах, бизнес-модели, ценностях.
— Давайте не будем говорить о владельцах компании. Она российская, и возглавляют ее граждане РФ, например, я. В этом году "Пегас-Туристик" отмечает 16-летие. Компания занимается только туризмом, других бизнесов у нее нет. Причем это исключительно выездной туризм — это видно и по нашим финансовым обеспечениям. При этом у нас есть партнеры и в Турции, и в Греции, и в Египте.
— Вы бывали на Алтае?
— Нет, к сожалению, ни разу. Но у меня есть подруга из Барнаула, которая сейчас живет в Москве. Несколько раз я собиралась приехать на Алтай, но так и не выбралась. Говорят, у вас там потрясающие места.
— Алтай — одно из туристических направлений, активно продвигаемых внутри России. Если судить по информации, которая доходит до вас, чего нам не хватает, чтобы стать успешнее?
— Инфраструктуры. И цены по сравнению с выездным туризмом пока неконкурентоспособны. Мне самой очень обидно: у нас в России столько потрясающих мест, столько уникальных природных зон от запада до востока... Но нет инфраструктуры, очень дорогие внутренние перелеты.
— Как думаете, создание особых экономических зон перспективно?
— Перспективно, если в них будут вкладывать. Почему Турция получила такое развитие? В свое время туда много вложили немцы, шли инвестиции в организацию отельного бизнеса. Теперь инвестиции окупаются.
— Сможет ли Алтай стать массовым направлением?
— При условии, что будут доступные перевозки и хорошая отельная база. К величайшему сожалению, пока Алтай не может поспорить с Турцией как массовое направление. В ближайшие годы у Турции не будет конкурентов в этом сегменте.
— Агенты часто называют "Пегас" оператором массового, бросового клиента, указывают на средний сервис, невысокий профессионализм отельных и трансферных гидов. Это издержки массовости, роста, временные проблемы или такая политика?
— Это издержки массовости и бурного поступательного движения. Иногда организация самого процесса не успевает за его развитием. У нас объемы растут очень быстро, и сейчас наша задача — при таких объемах организовать достойный сервис. Это большая затратная часть. Но критику я принимаю с удовольствием. Если бы проблем не было, мы бы сказали: "Ой, как хорошо", — опустили бы руки и умерли от скуки.
О профессии
— В туризме всегда работаешь на одном дыхании, на вдохновении. Это правда. Всегда хочется на работу вернуться. Не может тут быть такого, что рабочий день закончился и ты встал и забыл обо всем. Ничего ты не забыл! У тебя самолеты летят и днем, и вечером, и ночью. Это круговерть! Бывают профессии, в которых кажется, что жизнь проходит мимо, а ты сидишь и смотришь в окошко. Здесь такого нет. Жизнь — она вот здесь.
Об отдыхе
— Отдыхать люблю дома: спокойно и с книжкой. Это, наверное, из-за того, что я часто летаю, бываю в разных местах. У меня притупилась острота ощущений от зарубежных поездок. Дачу я почему-то не люблю. А вот дома побыть очень люблю. Желательно именно с книжкой на диване. Сейчас это Липскеров.
Анна Альбертовна Подгорная родилась в Москве. Получила инженерно-экономическое образование. "В жизни я занималась много чем, в том числе и работала в органах власти — в исполкоме. В институте возглавляла экономический отдел, — рассказывает г-жа Подгорная. — Моя профессия — экономика и организация социалистической промышленности — при развале советской власти оказалась не нужна. Когда все стало распадаться, нужно было каким-то образом переориентироваться. Я случайно попала в туризм, и сразу в "Пегас" на должность обычного менеджера. Потом стала старшим менеджером, начальником отдела. Карьеру сделала за пять лет. И сейчас очень жалею, что попала в эту сферу не в юном возрасте".