июнь 1, 2010
Один из основных докладов конференции "Стратегия региона: векторы развития и точки приложения сил малого и среднего бизнеса" представил гендиректор компании "Алтайская ярмарка" Андрей Олишевский. С некоторыми тезисами его выступления не согласился вице-губернатор Михаил Щетинин. Публикуем эту дискуссию в сокращенном виде.
Малый и средний бизнес на сегодня является той силой, которая должна взять на себя реализацию стратегии Алтайского края до 2025 года. Как включить его в активную работу? Сделать стратегию частью жизни предпринимательства.
У нас есть несколько предложений, направленных на реализацию стратегии. Среди управленческих мер назову пропаганду будущего образа края. Очень мало ведется работы по продвижению стратегии. Я думаю, что даже некоторая часть находящихся в зале людей не знакома с этим документом. Его надо продвигать среди жителей края, чтобы они в него поверили. Людям нужна вера, тогда они на многое способны.
Для формирования брэнда Алтайского края многое делается. Регион регулярно участвует в выставках, конференциях, но это происходит на ощупь. На сегодняшний день кажется, что работы в этом направлении недостаточно. Нам нужно формирование брэнда края не для потребителей, а для привлечения инвесторов. И здесь требуется научно обоснованный подход.
В реализацию стратегии необходимо вовлекать молодежь. В крае должна быть возможность получить достойное образование. Сейчас оно превратилось в самостоятельный бизнес, не имеющий со стратегией региона ничего общего. Необходимо подвергнуть серьезному изменению подготовку кадров экономического блока — сфер туризма, АПК. Нам представляется полезным заключить соглашение со Швейцарией в области образования в туризме, с учреждениями Франции, Германии, Канады — в области сельского хозяйства. Мы должны создать в крае такие научные центры подготовки кадров для туризма и сельского хозяйства, чтобы в них приезжали учиться молодые люди со всей России.
Все стратегические документы по развитию края страдают одной проблемой. В них нет блока сбыта. Нам кажется, что наша главная задача — производить. Но это не так. На рынке нас никто не ждет. И надо больше внимания уделять работе по выходу на рынки.
В стратегии четко прописаны цели, понимание того, каким мы хотим видеть край в 2025 году. Но у нас нет стратегического плана достижения этих целей. Для быстрых и эффективных шагов в решении этого вопроса необходимо привлекать ведущих российских и мировых специалистов-консультантов. Вокруг них необходимо формировать круг местных специалистов. Только таким образом можно кардинально изменить ситуацию, обеспечить движение края по инновационно-активному сценарию.
Малый бизнес — движущая сила реализации стратегии края. АСП видит себя заказчиком реализации стратегии. Он должен ощущать себя и партнером в этой работе, а также подрядчиком большей части экономического и социального блоков в реализации стратегии. Таким образом, место малого бизнеса в реализации стратегии края определено.
Я принципиально не согласен с тезисом, что продвижение стратегии осуществляется на ощупь. Мы сегодня отработали этот блок задач в первую очередь на всех уровнях власти (Минсельхоз, Минрегион, Минэкономразвития и др.). Объясняю, почему именно власти. Реализация стратегии сопряжена с финансированием мероприятий, которые мы в нее закладывали.
Мы системно работаем на выставках. Другое дело, что бизнес в этой части с нами почему-то не хочет сотрудничать. Мы площади взяли на туристической выставке, стенд оформили. Бизнес не хочет купить билет и заплатить за гостиницу.
Теперь что касается образовательного сегмента. Начнем с того, что я глубоко убежден: лучшее образование в мире всегда было в России. Но мы целенаправленно проводим работу по сотрудничеству с другими странами. Достигнуто соглашение с французской стороной по юридическому оформлению школы сыроделия в Алтайском крае. Подписано соглашение между лицеем провинции Франш-Конте и педагогическим лицеем в Барнауле по подготовке начального звена в области туризма. Налажен обмен между студентами пищевого факультета технического университета и французской стороной по подготовке специалистов в области молочной промышленности. Подписано соглашение по аналогичной подготовке в области виноделия.
Я принципиально не согласен и с тем, что в стратегии не учтен важнейший элемент сбыта. Учтен. У нас мукомолы создали общество и системно занимаются продвижением своей продукции на международный рынок. Мы оказываем административную поддержку. И хорошо понимаем, что продвижение товаров предполагает серьезные вложения. Вы скажите, чем помочь. Но при этом у вас в кармане должно хрустеть. За все платить придется.
У Андрея Ивановича через все выступление был посыл: "администрация должна", "администрация обязана". Я соглашаюсь с этим тезисом. Но я бы хотел, чтобы там же прозвучало: "а бизнес берет на себя обязательства", "бизнес должен".
Я не совсем понял тезис о том, что нет четкого плана развития предпринимательства. Но стратегия она тем и отличается от конкретного плана, что в ней намечаются основные точки роста и пути движения к достижению результатов. Бизнес себя должен увидеть там. Нашел — приди и скажи, где нашел.
Поднят интересный вопрос по привлечению ведущих специалистов мира к стратегическому планированию края. Я готов звонить, приглашать. Ключевой вопрос, кто за это будет платить. Коллеги, я знаю цену на такие услуги и в России, и за рубежом. Счет идет на десятки миллионов. И не русских рублей. Если есть возможность консолидироваться, то я приветствую эту инициативу. Давайте создадим фонд и будем работать.
Если малый бизнес видит себя заказчиком в реализации стратегии, то он должен четко понимать свои функции. Он за все платит.
Президент, правительство, губернатор, управление по предпринимательству, мы c вами сидим и чего-то требуем, а ведь на местах, в районах власть не работает на развитие предпринимательства, и бизнес ничего не хочет предпринимать, а только чего-то ждет свыше. Я могу рассказать на примере своего района. Только четыре главы сел из 12 работают отлично. Два года назад в селе Николаевка был один предприниматель, а теперь стало 12. Сразу видно, что глава хочет что-то делать. И я призываю депутатов АКЗС, которые здесь присутствуют, устроить "стирку" главам сел. Может быть, нужно перед губернатором поставить этот вопрос.
За год в Немецком районе прекратили работу 30 предпринимателей, стали бизнесменами 54 человека. Закрывались в основном микропредприятия, у которых маленький оборот. Выплаты в Пенсионный фонд для них неподъемны, они так и заявили.
Мы же понимаем, что вся финансовая поддержка бизнеса, о которой говорят, — это только слова. Лишь после начала приема заявок в Алтайский фонд микрозаймов на территории района у нас действительно люди почувствовали помощь. За несколько месяцев мы смогли взять более 2 млн. кредитных ресурсов.
В настоящее время, несмотря на то что сотрудников милиции вроде бы лишили права проверять предпринимателей, по сути ничего не изменилось. Я возглавляю комиссию АСП по защите предпринимателей при проведении проверок. Сегодня за время конференции мне позвонили по этому вопросу три раза.
17 предпринимателей-меховщиков "Старого базара" сейчас третирует милиция. Сотрудники ссылаются на п. 4 ст. 11 Закона "О милиции", где прописаны их права, на Закон "Об оперативно-розыскной деятельности". И просят представить следующую информацию: копии ИНН, договор аренды помещения либо свидетельство о праве собственности, регистрацию ККМ, договоры поставки, счета-фактуры с указанием таможенной декларации на товары, лицензионные соглашения с правообладателями используемого программного обеспечения. Мы сразу пошли в прокуратуру Алтайского края. Ее специалист сказал нам, что требования милиции незаконны.
Но самая главная печаль заключается в том, что предприниматели предоставили информацию. Они собирают огромные кипы бумаг, ксерокопируют их и несут в милицию. На данный момент бизнес поверил не мне как представителю АСП, а сотрудникам правоохранительных органов.
Проект создания Центра поддержи предпринимательства, Алтайского бизнес-инкубатора и сети информационно-консультационных центров (ИКЦ) можно назвать удачным примером совместной работы бизнеса и власти. Однако если спуститься на муниципальный уровень, наблюдается саботаж этого проекта. В Рубцовске ИКЦ был запущен в июне 2008 года, хотя оборудование на него было получено в ноябре 2007 года. Поддержка 300 тыс. рублей была выделена в январе 2008 года. А на момент проверки, в которой я сам участвовал, в июне 2008 года эти деньги уже были потрачены на неработающий ИКЦ.
Место нахождения центра администрация выбрала самостоятельно, несмотря на многочисленные обращения Союза предпринимателей Рубцовска разместить его в офисе партнерства. В июне 2008 года Общественный совет предпринимателей при главе города рассмотрел вопрос о размещении ИКЦ. Предварительно было проведено анкетирование представителей бизнеса. По его результатам 70 из 75 опрошенных ответили, что хотят видеть ИКЦ на базе некоммерческого партнерства. Совет принял такое решение, оно было поддержано главой города. Но информационный центр по-прежнему находится в администрации. Предприниматели столкнулись с произволом.