июнь 2, 2010
Сколько раз чертыхался российский гражданин, открывая кран с горячей водой и cливая кубометры за кубометрами в надежде, что вода вот-вот и вправду станет горячей. Столько чертыхался, что пора уж было и привыкнуть… Но наша читательница Людмила Рожнева из барнаульского ТСЖ "Учитель" к чуть теплой воде из крана привыкать никак не хочет. Она забросала обращениями прокуратуру, администрацию города, "Кузбассэнерго" и председателя ТСЖ: либо оплату снижайте, либо воду горячую давайте. Эффект пока нулевой.
Другие мои собеседники, впрочем, уверены: добиться своего все же можно.
Людмила Васильевна ведет меня в ванную комнату, берет термометр и открывает "горячий" кран. Столбик термометра не добрался и до цифры 40. А за чуть тепленькую воду (40 градусов и ниже) по постановлению правительства* платить надо как за холодную. Получается, за подогрев воды пенсионерке вообще не должны были начислять оплату. "Начисляют!" – отрезала она.
Счетчики у них стоят на доме (общедомовые), поставила Людмила Васильевна их и у себя в квартире. Результат, мягко говоря, удручает: израсходовала она горячей воды меньше, чем соседка без счетчика, а заплатила больше! "Горячая вода мне и другим жильцам со счетчиками подается из одной и той же трубы того же качества, почему ж я плачу больше?" – не понимает она. В администрации Барнаула объяснили: значит, общедомовой счетчик в доме насчитывает потери, которые надо оплатить, и "недостачу", возможно, начислили ей.
Галина Шульга, председатель барнаульского ТСЖ "Эльриша" и совета ТОС "17-й микрорайон", как, наверное, и многие другие "управдомы", курс "горячей, но негорячей воды" прошла, как говорится, от и до. Дом у них большой – почти 12 тысяч квадратных метров. Горячая вода, пройдя через все ванные комнаты и кухни, до последних квартир добиралась чуть тепленькая, и в итоге страдали жильцы одного из подъездов.
Галина Васильевна нашла техническое решение: поставила на подаче горячей воды проблемного подъезда небольшой насос. При этом с жильцов ни одной дополнительной копейки в ТСЖ не взяли.
– Насос вместе с таймером обошелся нам примерно в семь тысяч рублей, – продолжает Галина Шульга. – Раньше жильцы сливали и сливали воду, расход был колоссальный, мы несли огромные затраты. Сейчас улучшилась циркуляция воды, меньше калорий стало расходоваться на подогрев. Электроэнергии наш насос потребляет очень мало. Первые жильцы дома просыпаются у нас в четыре утра, поэтому мы заводим таймер на это время, до девяти часов насос работает, выключается, а потом ближе к вечеру таймер снова его включает. Этот маленький насос мне очень душу греет.
А вот проблема потерь в доме Галину Васильевну просто возмутила.
– Председатель ТСЖ не имеет права допускать потери по дому, – говорит она. – Для чего он тогда там сидит? Если он что-то ремонтирует, все стояки должны быть разделены между собой, чтобы сливать только один стоячок, а не весь дом. При замене батареи в квартире потери воды минимальные – максимум три ведра.
– Но ведь иногда прописан в квартире один, живут пятеро, а владелец квартиры платит по числу прописанных, вот общедомовой счетчик и показывает перерасход, – предполагаю я.
– Председатель ТСЖ должен каждый месяц контролировать число фактически проживающих людей и разбрасывать платежи на всех фактически проживающих, – объясняет Галина Шульга. – Работа это нудная и противная, но без нее никак не обойдешься.
– Если же председатель товарищества на своих жильцов не работает, за потерями не следит – гоните его в шею, – говорит Геннадий Приградов,народный адвокат, который много лет судится и выигрывает суды у плохо работающих "жилищников".
Если председатель или правление ТСЖ, по словам Геннадия Приградова, не выполняют возложенных на них обязанностей, то, видимо, назрела необходимость рассмотрения этого вопроса либо на правлении ТСЖ, либо на общем собрании членов товарищества. С инициативой созыва которого, согласно ст. 146 Жилищного кодекса, может выступить любой член ТСЖ.
О том, как правильно подать претензию на недопоставленные (или предоставленные ненадлежащего качества) коммунальные услуги, рассказывает Геннадий Приградов. Ссылается он на постановление правительства*.
1. Обратитесь с заявлением в свою жилищную организацию (или к председателю ТСЖ), при этом не забудьте написать заявление в двух экземплярах и зарегистрировать его. Датой начала непредоставления услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества считается время подачи заявления в аварийно-диспетчерскую службу жилищной организации (ТСЖ) о данном факте.
2. Жилищная организация (председатель ТСЖ) должна вызвать инспектора ресурсоснабжающей организации телефонограммой, вместе с инспектором произвести замер параметров теплоносителя и составить акт.
3. Жилищная организация (ТСЖ) должна потребовать от "Тепловых сетей" привести параметры в соответствие с требованиями.
4. До тех пор, пока не устранена неисправность, потребитель имеет право на перерасчет. Перерасчет надо требовать от того, кто предоставляет вам услугу (в случае с ТСЖ – от его председателя).
5. После устранения неисправности также должен быть составлен акт. Период предоставления услуги ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем или его представителем акта об устранении недостатков в предоставлении коммунальных услуг.
6. На основании акта вы имеете право потребовать от своей жилищной организации (председателя ТСЖ) произвести перерасчет за недопоставленные услуги (или услуги ненадлежащего качества).
*Постановление правительства РФ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23 мая 2006 года № 307.