июнь 7, 2010
В самом конце прошлого года, 28 декабря, губернатор края подписал постановление № 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края". С тех пор данный документ является предметом горячих дискуссий в деловой среде — бизнес в большинстве своем недоволен повышением стоимости земли, а следовательно, и земельного налога. Между тем ключевым пунктом этого постановления является тот, что вводит так называемые "средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Алтайского края". О том, почему именно усредненность внесла сумятицу, рассказывает Евгения Трощий, член правления Алтайского союза предпринимателей (АСП) и краевой Общественной палаты, директор магазина "1000 мелочей".
— Евгения Алексеевна, есть разные оценки события, связанного с землей. Власть заявляет, что ничего страшного не произошло. А бизнес, в свою очередь, утверждает обратное. Причем о росте налоговой нагрузки, произошедшей в результате переоценки кадастровой стоимости земли, говорят совершенно разные объединения предпринимателей. Вы к какой точке зрения склоняетесь в данном споре?
— Я пытаюсь посмотреть на эту ситуацию объективно. И знаете почему? Дело в том, что в отдельных случаях правы и те, и другие. Действительно, для некоторых предпринимателей и предприятий рост земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости земли будет минимальный. Для отдельных юрлиц он вообще уменьшится. Но для большинства предпринимателей, в основном представителей малого бизнеса, переоценка будет не просто сложной, а катастрофичной.
— Почему такой перекос?
— Во-первых, давайте исходить из того, что переоценка кадастровой стоимости земли действительно нужна и по срокам она сделана вполне в рамках действующего законодательства. Но второй вопрос: как данная процедура проведена? Бывший премьер-министр Черномырдин тут стопроцентно прав: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Если говорить одним словом, то процедура проведена некачественно.
— В чем это заключается?
— Неправильно, с нарушением закона установлен порядок определения такого размера, как удельный показатель кадастровой стоимости земли. Нарушен порядок результатов кадастровой оценки. Утверждены не результаты государственной кадастровой оценки земли, а средние удельные показатели.
— Разъясните, пожалуйста…
— Для определения кадастровой стоимости земли нужно знать этот удельный показатель. Во всех регионах он различен. Но каким образом он был получен в Алтайском крае, мы не знаем, а можем только догадываться. Потому что сама процедура переоценки в настоящее время закрыта для широкой общественности.
Есть такой документ — план кадастровой оценки земельного участка. Вот попробуйте его получить. Попробуйте прийти в краевую кадастровую палату и сказать: "Я хочу получить план кадастровой оценки принадлежащего мне земельного участка, в котором были бы отражены все коэффициенты, влияющие на удельный показатель". Уверяю вас, вряд ли вы его получите. Но я хочу пройти эту процедуру до конца. Потому что кадастровая оценка выкупленной мною земли, на которой расположен магазин "1000 мелочей", меня совершенно не устраивает. Потому что по тем принципам, по тем средним удельным показателям, с которыми подошли к моему предприятию, мерить его нельзя. Условно говоря, предприятие бросили в некий "общий котел", причислили к какой-то группе по виду деятельности (который тоже непонятно, откуда взяли). Вот в этом и заключается вся проблема: объективной информационной базы для правильного анализа ситуации и объективного проведения кадастровой оценки земли, на мой взгляд, нет. Если бы она нарабатывалась по всем предприятиям края в течение нескольких последних лет (то есть чем занимается компания, где расположена, как далеко находится от центра и т. д.), тогда другой вопрос.
— Тогда каким образом проводилась переоценка?
— По моим данным, процедура была следующей. К переоценке кадастровой стоимости земли были привлечены три оценочные компании. Две барнаульские, которые готовили необходимую информацию, и одна новосибирская: она, собственно, обрабатывала информацию и проводила переоценку. Их названия хранятся в строжайшем секрете. Не зная наименований этих компаний, я не могу обратиться к ним с запросом о предоставлении мне важной информации — то есть того самого плана кадастровой оценки. А без плана со всеми коэффициентами ни один предприниматель не сможет пойти в суд, чтобы оспорить повышение кадастровой стоимости своего участка. У него просто не будет доказательной базы.
— Но откуда оценочные компании брали информацию о предприятиях? Ведь, допустим, к вам же никто не обращался?
— Не обращался. И поэтому создается впечатление, что информацию они брали просто из "Дубль-ГИС". При этом основной аргумент, который сегодня приводит в свою защиту кадастровая палата, удивителен. Оказывается, удельный показатель определялся автоматически с помощью специализированного программного обеспечения.
— …?
— Да-да! Именно такой ответ мы получили. То есть существует некая программа, куда ввели данные оценочных компаний и усреднили всех так, что возникло полное недоумение.
А теперь я хотела бы сказать очень важную вещь. По нашему мнению, в результате такого подхода был нарушен порядок утверждения результатов оценки. Поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земли определен неправильно, то неправильно утверждены и результаты переоценки. Мы считаем, что оценочные компании обязаны были исследовать каждое предприятие. Вот для примера рядом с нами, буквально в 50 метрах, находится магазин "Флорида". Но там арендная плата на 40% выше. Потому что магазин — на "красной линии". И уже доходная база совершенно иная, хотя "1000 мелочей" и "Флорида" относятся к одному кадастровому кварталу.
Фактически мы имеем ситуацию, когда сегодня кадастровая стоимость земли имеет не объективный, а произвольный размер, который опять-таки существенно отличается от рыночной ситуации. И что же выходит? Пришли к тому же, с чего начинали. Ведь изначально переоценка проводилась по причине, что кадастровая стоимость земли не соответствует реалиям рынка. Но и теперь она им не соответствует!
— Какими будут последствия?
— Их очень сложно прогнозировать. Мы считаем, что разумная и экономически обоснованная кадастровая оценка земли является реальным механизмом формирования частной собственности на землю, пополнения бюджета и создания условий для развития малого и среднего бизнеса. Однако допущенные нарушения приведут к обратным последствиям. Например, земельный налог должен устанавливаться исходя из налогового законодательства и экономического обоснования кадастровой оценки. Если мы утверждаем, что удельный показатель незаконен, то и расчет самого налога идет по такому же пути. А еще не надо забывать про аренду земли. Теперь же предлагают: "Пусть муниципалитеты на своем уровне коэффициентиками все отрегулируют".
— Но муниципалитеты и не собираются принимать понижающие коэффициенты. Насколько мне известно, из края им это неофициально запретили.
— Да, из края им сказали: "Только попробуйте!" И мэры городов теперь об этом с радостью заявляют, перекладывая всю ответственность за непопулярное решение на край.
— Я могу предположить, по какой причине решили именно таким образом вывести усредненный показатель. По всей вероятности, в бюджете просто нет денег, чтобы оценивать каждый земельный участок, каждое предприятие. Ведь за все это придется платить.
— Конечно! Полтора года назад мы предлагали решать эту проблему. В ответ услышали: "Нам даже правоустанавливающие документы на землю не на что делать, какая тут еще недвижимость!" Хотя лучше было бы, если бы бизнес нанял оценочную компанию. Это эффективнее и объективнее.
— Для вашего предприятия, если не секрет, как все изменилось?
— Очень изменилось. Кадастровая стоимость земли выросла в два с половиной раза. Я платила за нее 400 тыс. рублей в год, теперь должна платить полтора миллиона.
— Правильно ли я понимаю, что можно сейчас формально менять вид деятельности предприятия и снижать таким образом налоговую нагрузку?
— Да. Многие бизнесмены это давно поняли и именно так сделали. Они пошли в налоговую службу и заявили тот вид деятельности, который им выгоден. Теперь они недоплачивают в бюджет, а основная масса предпринимателей переплачивает.
— Но как можно это сделать? Ведь сельский магазин предназначен только для торговли, а крупный завод — только, к примеру, для производства станков.
— Вот владелец магазина точно не сможет изменить вид деятельности, а владелец завода — очень просто. Можно создать несколько юрлиц и с помощью различных схем перевести кадастровую оценку на нужное юридическое лицо. Иногда такие схемы называют минимизацией издержек, хотя на самом деле — уход от налогов. А еще обратите внимание, что есть магазины на первых этажах. Они встроены в жилое помещение и земельный налог вообще не платят. Классно, да? Это ли не резерв для пополнения бюджета?
— Да уж. Еще один важный вопрос: почему за основу для расчетов была взята информация о состоянии земельного рынка в 2008 году? Ведь в тот год на рынке недвижимости были самые высокие цены?
— Удельный показатель действительно рассчитывался из данных 2008 года, взятых с чрезвычайно разогретого рынка недвижимости. На мой взгляд, это было сделано сознательно. Хотя все прекрасно знали, что цены снизились, но принимать это во внимание не стали.
— Есть ли уже какая-то реакция на предложения АСП?
— От обсуждения никто не уклоняется, но результатов нет. Мы намерены провести встречу с первым вице-губернатором Сергеем Александровичем Локтевым, который возглавляет МВК, и представить ему подробную аналитическую записку. Мы надеемся на понимание с его стороны и поддержку.
— Какие-то тревожные сигналы с мест к вам поступают?
— АСП целенаправленно собирал информацию из районов о росте кадастровой стоимости земли. И таких фактов масса. Так, в Шелаболихинском районе она выросла от восьми до 132 раз, в Бийском
— от 97 до 128, в Мамонтовском — от 10 до 37 раз. Некоторые сельские предприятия платили
4 тыс. рублей в год, теперь будут платить 260 тыс. Для них это смерть.
— Почему так получилось, что бизнес среагировал на данный документ слишком поздно?
— АСП полтора года назад сигнализировал о том, что проблему нужно решать загодя. Но наступил кризис, по всей вероятности, все боролись с ним и не обратили на землю внимание.
— За последний месяц с заявлениями о необходимости пересмотра кадастровой оценки выступили различные бизнес-структуры: АСП, "ОПОРА России", "Деловая Россия", Союз промышленников Алтая, краевая торговая ассоциация, краевая алкогольная ассоциация и т. д. Вы как-то будете объединяться? Почему бы бизнесу не прийти к консолидированному обращению?
— Я думаю, к заседанию МВК мы подготовим единый документ, где отразим позицию всех структур. В том числе и Общественной палаты Алтайского края.
— Некоторые представители бизнеса являются по совместительству депутатами АКЗС. Они считают, что не надо чертыхаться: постановление принято, бюджеты сверстаны, примите к сведению и выполняйте. Как вы это прокомментируете?
— Отрицательно. Эту тему замалчивать нельзя. Земельный вопрос в его сегодняшнем состоянии — это в любом случае вопрос конфронтации. Если бизнес хочет отстаивать свои интересы, то должен готовиться к резким заявлениям. Половинчатые решения не помогут.
— Власть говорит о том, что готова регулировать налоговую нагрузку на предприятия при помощи субсидий по другим налогам…
— Это не выход. Потому что здесь в любом случае будет превалировать субъективная оценка. Кому-то дали субсидии, кому-то не дали. А почему не дали? Сразу возникнут подозрения в коррупции.
— Что делать малому предпринимателю? Особенно из сельской местности.
— Первое — вступать в АСП. Второе — с нашей помощью обращаться в муниципалитет по поводу пересмотра повышающих/понижающих коэффициентов, влияющих на земельный налог. Это будет хлопотно, нудно и зачастую нерезультативно. Но иного пути нет. В свою очередь АСП и Общественная палата намерены обратиться в Совет муниципальных образований края, чтобы на этой площадке договориться с главами городов и районов об индивидуальном подходе к предпринимателям.
Что предлагают АСП и Общественная палата
— Я назову только основные пункты. Итак, мы предлагаем инициировать обращение к председателю Госдумы об ускорении принятия находящегося там на рассмотрении законопроекта "О внесении изменений в Закон "Об оценочной деятельности РФ". Потому что в этом законе описана вся процедура. Также мы предлагаем внести изменения в другие законодательные акты, предусматривающие досудебный порядок урегулирования разногласий при кадастровой оценке земли. То есть чтобы предприниматель имел возможность нанять оценочную компанию и оспорить до суда кадастровую оценку, предоставив в свою пользу определенный законодательством документ.
Второе — мы предлагаем установить процентное соотношение кадастровой и рыночной стоимости земельных участков. Пока такого соотношения нет. Поэтому за основу был взят 2008 год. В-третьих, мы сигнализируем о необходимости установления пониженных ставок земельного налога для субъектов малого и среднего предпринимательства путем внесения изменений в статью 399 НК РФ.
Кроме того, мы считаем необходимым обратиться к губернатору края с предложением провести повторную переоценку. Но это, конечно, миф. Деньги второй раз на процедуру никто тратить не будет. Но можно хотя бы заглянуть в постановление и понять, что пункт об усредненном показателе можно изменить.
Все эти и другие вопросы мы намерены вынести в июне на краевую межведомственную комиссию (МВК) по преодолению административных барьеров.