июнь 9, 2010
В последний месяц завалили нас информацией о доходах всевозможных госслужащих. Так завалили, что уже и неинтересно. Однако вопрос, наверное, не в том, каковы их доходы, а, скорее, заработали ли они их или, простите, получили.
На наш запрос о доходах работников налоговой службы края в 2009 году подробно ответил Алексей Легостаев, до 1 июня – руководитель управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю. А о том, хорошо работают они на эти деньги или нет, порассуждали опрошенные "СК" юристы.
Свою карьеру инспектор начинает с относительно малого – 10–15 тыс. рублей в месяц (до налогообложения). При этом средняя зарплата в крае в 2009 году составляла 10,8 тыс. рублей. Со временем налоговику присваивают классные чины, соответственно растут и доходы.
Среди налоговиков одна из самых волнующих тем – средства материального стимулирования (СМС) и премии: она собрала больше всего комментариев. "СМС маленькие; работы много, после работы оставайтесь, по выходным работайте, а если не нравится – увольняйтесь, других наберем", – описывает свое положение Елена (свой регион она не указала).
Не слишком щедро государство оплачивает и отдых работников ФНС: хоть и вправе они получить компенсацию за проезд к месту отдыха, но только раз в три года, и лишь в учреждение, находящееся в ведении ФНС, и только исходя из цены билета на поезд. Кроме этого, налоговики получают путевки по льготной цене в ведомственные санатории-профилактории: алтайским мытарям выделяют порядка 300 путевок в год в Москву, Сочи, Анапу и Владивосток.
А вот других льгот у мытарей нет. Матпомощь при переезде в другую местность может получить только тот, кого назначили начальником управления. Ему же в случае необходимости возместят расходы на съем жилья с учетом социальных норм в регионе.
Не особенно воодушевляет и пенсия у бывших налоговиков: на 1 января она составила 7 658 руб. 82 копейки в среднем по стране. Тогда как средняя трудовая пенсия по старости в 2009 году составила 6 630 руб.
Мнения опрошенных юристов об уровне "профпригодности" налоговых служащих оказались контрастными: от "уровень отличный" до "оставляет желать лучшего".
– Квалификация налоговиков вполне соответствует требованиям и намного превышает квалификацию работников правоохранительных органов в этой области, – оценил их труд адвокат Юрий Камаев.
С ним, правда, не во всем согласны другие.
– Не могу сказать, что квалификация инспекторов за последние годы повысилась, но формальные требования при проведении проверок сегодня, как правило, соблюдаются, – говорит Аркадий Колпащиков, руководитель юридического центра "Де Конс".
Другие два юриста уровню проведения проверок поставили "неуд" – такая уж у них накопилась практика.
– Процедуры проверки нарушаются сплошь и рядом, – уверен Евгений Зайцев,гендиректор фирмы "Правовая поддержка".
– Как применяли вольно законодательство при проведении проверок, так и применяют, – добавляет адвокат Михаил Давыдов.
Впрочем, по мнению Юрия Камаева, такие ошибки налоговиков вовсе не снимают с налогоплательщика ответственности за свои нарушения.
Что действительно научились делать в ФНС – так это пресекать схемы, разрабатываемые нашими изобретательными согражданами для снижения налогов.
– К сожалению, граждане, уходя от уплаты налогов, часто считают, что они оптимизируют налогообложение, тогда как на самом деле они нарушают законодательство, – полагает Юрий Камаев. – И жесткость ФНС в этом вопросе я приветствую: очень уж воровата душа российского налогоплательщика.
И гайки, судя по категоричным ответам юристов, продолжают закручивать. При этом суды к ошибкам и недоработкам ФНС нередко относятся с сочувствием.
– Налоговые органы получили в руки "хороший" инструмент, – рассказывает г-н Колпащиков. – Среди контрагентов компании-налогоплательщика находят пару фирм-однодневок, а затем, допросив их учредителей и выяснив, что те не имеют отношения к деятельности фирм, делают выводы о недобросовестности налогоплательщика и доначисляют ему налоги. А поскольку суды до последнего времени поддерживали налоговые органы, доначисления по такой технологии были безупречными.
– Когда у компании по каким-то причинам теряются первичные документы, налоговики стандартно применяют расчетный метод, взяв за основу аналогичных налогоплательщиков, – продолжает Михаил Давыдов. – В этом случае законодательство разрешает примерный расчет. А в результате налоговики "накручивают" максимально возможные суммы.
Не всегда, однако, такая борьба за бюджет эффективна. Евгений Зайцев вспоминает, как оспаривал действия налоговиков, отказавших его клиенту в возврате налога на добавленную стоимость:
– Мы выиграли девять процессов за три года, оспорили все решения налогового органа. Взыскиваем проценты за несвоевременное возмещение НДС. Бюджет теряет на этом деньги, а нам продолжают отказывать в возмещении.
Одна из причин таких потерь – план доначислений. Выполнять его требуют жестко: пошел инспектор на проверку – без выявленных нарушений не возвращайся, иначе начнутся подозрения – "подкупили".
– Задача инспектора – оштрафовать на как можно большую сумму, – полагает г-н Давыдов. – Главное, чтобы решение устоялось – то есть чтобы налогоплательщик не успел обжаловать решение налогового органа в десятидневный срок или чтобы суд вынес решение в пользу ФНС. А то, что решение несправедливое, никого не волнует.
– Инспекторы часто действуют на основании ведомственных инструкций, а не Налогового кодекса. Для рядового инспектора лучше нарушить кодекс, чем приказ начальника. И это понятно: за нарушение закона заплатит бюджет, а если нарушишь приказ начальника, вылетишь с работы, – говорит Евгений Зайцев.
Проблема "плана по валу", видимо, назрела: в последние годы руководство ФНС не раз заявляло о переходе к оценке качества работы – в частности, соотношения признанных и отмененных судами решений о доначислении налогов.
– Но об этом говорили и раньше, а результат по окончании проверки всегда был один: доначислить по максимуму, – резюмирует Аркадий Колпащиков.
Все ли налогоплательщики равны перед Налоговым кодексом или некоторые все же равнее других? Евгений Зайцев и Аркадий Колпащиков полагают: отдельные налогоплательщики преференции все же имеют. При этом получают их не за социальную значимость предприятия, а благодаря личным связям.
2,8 проверки приходится на одного сотрудника отдела выездных проверок в теруправлениях ФНС, по данным за девять месяцев 2009 года. В среднем по России сумма, собранная по итогам одной проверки, выросла с 3,7 млн. до 4,4 млн. рублей, но в некоторых регионах она упала в пять раз. Такие данные приводят "Ведомости".