июнь 15, 2010
Руководители турагентств, входящих в Алтайскую региональную ассоциацию туризма (АРАТ), 8 июня подвели первые итоги работы в наступившем летнем сезоне. Они обсудили плохие и хорошие для отрасли новости. На региональном рынке остался фактически один федеральный оператор — Pegas, в связи с чем спрос и цены "успокоились" по сравнению с прошлым годом, когда за рынок боролись два игрока и на потребителей обрушился вал дешевых туров в Турцию. В то же время число предложений по зарубежному отдыху с вылетом из Новосибирска в этом году выросло в разы, и их качество беспокоит местных агентов. Внутри края стоит отметить рост интереса к Белокурихе и Яровому.
Турция.
Анастасия Снегирева
По словам директора агентства "ГЛЭМ-Тур" Ольги Ришко, начиная с октября–ноября прошлого года спрос на выездные туры начал расти по всему Сибирскому региону, и этот тренд сохранился до наступления летнего сезона. "Еще в октябре начал восстанавливаться интерес к массовым направлениям, а в январе–феврале и по vip-турам спрос достиг уровня 2008 года", — отмечает г-жа Ришко.
В связи с этим туристы начали бронировать туры на Анталью (вылеты из Барнаула начались 29 апреля) уже с февраля, хотя в прошлом году этот процесс начался месяцем позже. Сегодня данное направление продается на две недели вперед. Многие гостиницы уровня "четыре звезды" забронированы вплоть до июля. "Пресловутых "горящих" туров ждать не стоит, особенно тем, кто хотел бы получить место в гостинице с хорошим сервисом. Приличные и недорогие отели продаются быстро, места в них проданы до августа", — продолжает Ольга Ришко.
В свою очередь, Татьяна Ефимова, директор турфирмы "Возрождение-Трэвел", которая не входит в АРАТ, не считает, что сегодня наблюдается какой-то особый всплеск популярности турецкого направления. "В прошлом году на авиарейсах "Барнаул – Анталья" загрузка самолета составляла порядка 630 кресел в неделю. В этом году — 580–600 при глубине продаж 7–10 дней. Значительное увеличение спроса на отдых в Турции ощущается в Новосибирске, откуда выполняется до 12 рейсов в неделю. Но надо учитывать то, что крупные туроператоры, такие, как Pegas и Coral, заранее выкупают номера в отелях. В связи с тем, что они являются фирмами конвейерного типа, доля выкупленных ими мест размещения в дорогом сегменте в общем объеме невелика. А сегодня наблюдается высокий спрос как раз на этот сегмент", — говорит она.
Действительно, в Барнауле в этом году работает только Pegas. Другие же федеральные операторы сконцентрировались на турах из столицы Сибири. Здесь присутствуют Anextour, Pegas и Coral Travel. Предложение рассчитано на 60 тыс. человек со всей Сибири.
Основные игроки алтайского туристического рынка считают, что число предложений сегодня превышает возможности спроса. Да, он увеличился, но не более чем на 10–15%. Представители барнаульских турагентств выразили ряд опасений, связанных с большим числом рейсов из Новосибирска. "При таком количестве заявленных рейсов новых самолетов в России не добавилось. Это говорит о том, что все рейсы выполняются на двух-трех самолетах. Если вдруг в какой-то стране возникают неблагоприятные погодные условия и рейс задерживают, то следующий вылет также будет задержан", — комментирует Ольга Ришко. По ее мнению, агентства не защищены в случае, когда туроператоры вносят коррективы в свои программы: агенты остаются без своей комиссии и вынуждены улаживать отношения с клиентами. Г-жа Ришко приводит выдержки из письма туркомпаний Сибирского региона, где перечислены проблемы, с которыми пришлось столкнуться агентствам после того, как была аннулирована программа Natali Tour из Новосибирска в Испанию, Италию, Грецию, на Кипр на текущий сезон. "Туристы, которые приобрели путевки, получили предложение либо забрать деньги, либо лететь через Москву. Часто вернуть деньги они не могут, поскольку виза уже открыта. Решать эти проблемы приходится нам. И сегодня вообще непонятно, кто будет платить за оформление туров, которые аннулированы", — говорит г-жа Ришко.
Состояние внутреннего туризма в этом году вызывает у местных компаний удовлетворение. Директор по развитию турагентства "Охота" Татьяна Сажаева заверила, что узнаваемость брэнда "Бирюзовая Катунь" гораздо выше тех возможностей для приема гостей, которые там имеются. "На сегодняшний день спрос действительно превышает предложение. К примеру, на выходные вы не найдете приличного размещения. Поэтому простому гражданину поехать искупаться на "Бирюзовой Катуни" в этом году будет сложно", — заметила г-жа Сажаева.
Она также уточнила, что турбазы в этом сезоне не поднимали цены по сравнению с прошлым, за редким исключением, когда увеличение составило 10–15%. "Что больше всего поражает, так это спрос на Яровое. В этом году он превышает даже интерес к Турции. Путевки в единственный местный санаторий закончились еще в марте", — добавляет собеседница. Такая же ситуация с Белокурихой. Если в прошлом году ключевые санатории города-курорта были готовы принимать туристов по путевкам разной комплектации, то сейчас места там бронируются только по лечебным турам.
Директор турфирмы "Плот" Александр Смирновотметил ряд сдерживающих факторов, которые повлияют в этом году на загрузку активных туров в Горном Алтае. Традиционно это высокая цена авиа- и железнодорожного сообщения с Москвой (в среднем около 20 тыс. рублей и 8 тыс. рублей соответственно). "При средней стоимости путевки активного тура 14 тыс. рублей и цене перелета в 20 тыс. рублей путевка обойдется дорого. Немаловажно и то, что в этом году лето у нас началось почти на 20 дней позже. Сейчас обстановка в Горном Алтае крайне неблагоприятная из-за паводковой ситуации — в горах много снега", — комментирует г-н Смирнов. Он считает, что стоит ожидать вторую и третью волну паводка. "В долину Чулышман уже невозможно спуститься из-за схода селя. В то же время операторы планируют маршруты в этом районе. Это тоже может негативно сказаться на операторской работе", — продолжает г-н Смирнов. Несмотря на это, спрос по сравнению с прошлым годом увеличился на 15–20%. Люди традиционно интересуются водными и конными турами, экспедиционными, индивидуальными программами.
А вот увеличения интереса иностранцев к местным красотам так и не произошло. Александр Смирнов ссылается на то, что снизилось число операторов, которые имеют право заниматься международной въездной деятельностью. В Барнауле их осталось только два — "Плот" и "Спутник".