июнь 16, 2010
В процессе поиска источников финансирования российских дорог, которое в текущем году было серьезно сокращено, федеральный центр пришел к мысли о создании дорожного фонда, в котором будут аккумулироваться профильные отчисления. Инициатива создания фонда принадлежит премьер-министру Владимиру Путину. Сразу после того, как она была озвучена, появился законопроект, который предполагал отменить транспортный налог и перевести его в ставку акциза на ГСМ. Госдума законопроект не одобрила. Замначальника по финансам компании "Алтайавтодор" Надежда Рудакова поделилась своим видением вопроса финансирования дорожной отрасли.
В 1980–1990-е годы дорожные фонды существовали и на первом этапе работали эффективно. Далее в период "зачетных" схем произошла отмена дорожного налога, изменилось налоговое законодательство. Но стоит начать с причин, которые сегодня подтолкнули инициативу по формированию дорожного фонда.
В определенные периоды времени наше правительство начинает уделять особое внимание то одной, то другой сфере. В течение ряда последних лет Владимир Путин и Дмитрий Медведев предпринимают попытки решить проблемы дорожной отрасли. В рамках этой работы, к примеру, наша организация, да и дорожники других регионов, должны были подготовить проект развития дорожной системы своих территорий до 2025 года. У нас в крае есть план развития дорог, но те нормативы их содержания, которые заложены в этом проекте, невыполнимы при существующем финансировании. И такая ситуация в большинстве субъектов РФ.
К идее создания дорожного фонда подтолкнул и общий кризис в России. Наполняемость региональных бюджетов невелика, а федеральные средства на дороги общего пользования (в крае их более 16,5 тыс. км) практически не выделяются. 2010 год с точки зрения финансирования отрасли вообще выпал. Это чувствуют почти все регионы. В Сибири по доле бюджетных средств, выделяемых на дороги, лидируют Кемеровская и Новосибирская области.
Распределение средств регионального бюджета, которые находятся в ограниченном количестве, — вообще вопрос философский, особенно в дотационных регионах. В первую очередь бюджет должен обеспечить социальные гарантии (это расходы на здравоохранение, образование, ЖКХ и т. д.). Остальные средства идут на развитие региона.
Сегодня источником финансирования территориальных дорог является краевой бюджет. Туда же поступают отчисления транспортного налога. План по его сбору в текущем году — 862 млн. рублей. А расходы на содержание дорог — 1,5 млрд. рублей. Закрепленных источников финансирования дорожного хозяйства нет.
Мы провели предварительные расчеты по проекту закона "О дорожном фонде". После его формирования мы бы получили 2,6–2,7 млрд. рублей от акцизов, 285 млн. рублей — от доли налога на прибыль, 862 млн. — от транспортного налога. И этих денег также не хватало бы, как не хватает их сейчас. Вопрос заключается в том, с какой статьи расходов снять финансирование в пользу дорог, в рамках краевого бюджета такой возможности пока нет.
Я считаю, что было бы правильнее иметь государственную целевую программу поддержки развития региональных дорог. В регионах, к сожалению, в настоящее время остро стоит вопрос не развития, а сохранения существующей сети дорог.
На мой взгляд, очень большую часть бюджета составляют различные социальные выплаты и субсидии. Только в случае повышения реальных доходов населения, повышения пенсии настолько, чтобы ее хватало на коммунальные услуги, лечение, питание и другие жизненно необходимые услуги, размер краевого бюджета позволит строить планы на развитие всех отраслей экономики, в том числе и дорожное хозяйство. Приведу пример США, где существует ряд дополнительных источников финансирования дорог. Например, налог на шины, а в каждом штате существуют еще и местные сборы на содержание дорог.