О резерве государства

июнь 21, 2010

Максим Герасимюк
Олег Богданов

Наше государство понять порой бывает очень сложно. Иногда оно проявляет удивительную щепетильность в мелочах и странную небрежность в делах первостепенной важности. Штрафовать по мелочи и не видеть миллионные потери бюджета — это и есть удивительное искусство российского госменеджмента, подтвержденное практикой. Одну такую историю с демонстрацией соответствующего документа мне рассказали на днях.

Итак, на одном из заводов Алтайского края хранился так называемый мобилизационный запас. Проще говоря, металл и всякие изделия из него, необходимые на случай большой войны. Но поскольку войны, к счастью, у нас не предвидится, а металл имеет свойство устаревать, государство не вытерпело и решило от него избавиться. Оценив излишки в 124,4 млн. рублей, оно выставило металлопрокат на торги.

Завод, где мобилизационный запас находился на ответственном хранении, участвовать в тендере мог, но по неизвестным мне причинам отказался. И победу одержала некая фирма "Профиль". Однако через некоторое время руководство завода неожиданно передумало и обратилось в эту фирму с предложением все-таки приобрести разбронированный мобрезерв. Странным образом выяснилось, что стратегический металлопрокат опять-таки перепродан "Профилем", но уже другой фирме с простеньким названием "Парус". Пришлось заводу обращаться туда. В итоге между заводом и "Парусом" были "заключены договоры купли-продажи продукции производственно-технического назначения" на общую сумму 330,2 млн. рублей. Металл дорожал! Разница, как видите, составила 200 млн. рублей.

Все эти факты установила проверка территориального управления Росфиннадзора по Алтайскому краю, проведенная на заводе в 2008 году. Не кажется ли вам эта цепочка сделок странной? "Странной" — это еще мягко сказано. В акте проверки сохранности материальных ценностей, принадлежавших государству, есть и более удивительные факты. Установлено, например, что когда металлопрокат и иже с ним были проданы фирме "Профиль", то они со складов завода не отгружались. Более того, и "Парус" продал эти излишки только на бумаге, территорию завода они не покидали. То есть никаких затрат, связанных с транспортировкой груза, "Профиль" и "Парус" не несли. И, наконец, в последнем абзаце акта указывается: "На момент заключения договоров купли-продажи с ООО "Парус" приобретаемые заводом материальные ценности еще не были реализованы ООО "Профиль", а находились на ответственном хранении завода и являлись федеральной собственностью". Картина маслом!

Что же было дальше? Собственно говоря, ничего. Государство, как мне сказали, странным образом закрыло глаза на продолжение этой детективной истории. С одной стороны, подобная близорукость вполне объяснима. Ведь формально финансовые интересы Отечества соблюдены. Бюджет получил ровно столько, сколько и стоил, по оценкам самого государства, металлопрокат. А то, что завод в итоге потратил на эти излишки на 200 млн. рублей больше? Ну и что! Объяснить это можно, например, ошибкой менеджмента. А то, что акционеры завода пострадали? Так пусть они и разбираются с генеральным директором и главным бухгалтером. Снимают их, штрафуют или предают суду. Государство-то здесь при чем? Ведь оно в отношения двух хозяйствующих субъектов не вмешивается.