июль 21, 2010
Алтайские единороссы намерены заменить избираемого мэра Бийска сити-менеджером, назначаемым по контракту. Как сообщили в пресс-службе краевого отделения "Единой России", региональный политсовет поставил перед бийским местным отделением партии задачу провести в сентябре 2010 года публичные слушания по вопросу о переводе на контрактную основу главы администрации Бийска. По итогам слушаний в октябре вопрос о внесении соответствующих поправок в Устав города будет вынесен на сессию городской Думы.
Замсекретаря регионального политсовета "Единой России", вице-спикер краевого Заксобрания Сергей Землюков отметил, что партия лишь реализует решения, принятые на съезде Ассоциации муниципальных образований в апреле 2010 года.
Напомним, назначенные по контракту управленцы заменили избираемого мэра в Новоалтайске, Славгороде, Яровом, такая же схема управления муниципалитетами принята в Первомайском районе, Заринске и других районах и городах края – всего, по данным комитета АКЗС по местному самоуправлению, в 20. В Барнауле попытки представителей правящей партии инициировать отмену выборов мэра и переход на контрактную основу потерпели фиаско.
Сергей Землюков также сообщил о том, что депутаты Бийской гордумы решили не проводить дополнительные выборы в городскую Думу по освободившемуся избирательному округу, депутат которого Дмитрий Якуба был избран в марте 2010 года главой Бийского района.
Стелла Штань, председатель комитета краевого парламента по местному самоуправлению, напомнила, что вся процедура перехода к новой схеме управления городом занимает около полугода, но принятое решение вступит в силу только после истечения срока полномочий действующего мэра.
Сити-менеджер — глава муниципальной администрации, занимающийся управлением городским хозяйством, решением текущих задач и работающий по контракту с городским советом (городской думой). В англоязычных странах такой способ управления называется советно-менеджерским (council-manager). Обычно сити-менеджеров сравнивают с генеральными директорами крупных корпораций.
В соответствии с федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если глава местной администрации – профессиональный менеджер, работающий по контракту, то главой муниципального образования становится председатель представительного органа. Главу администрации назначает по результатам конкурса представительный орган местного самоуправления. Контракт с ним после его назначения на срок, определяемый уставом муниципального образования, должен заключать глава муниципального образования.
Эксперты видят как плюсы, так и минусы советно-менеджерского способа перед традиционным мэрско-советным. Среди положительных сторон — освобождение главы администрации от церемониальных обязанностей, его подотчётность городскому совету, снижение расходов на выборы. Среди отрицательных — неподотчётность менеджера населению, его оторванность от разработки долгосрочных планов. Кроме того, для России нехарактерна аполитичность таких работников, отмечается их зависимость от губернаторов и городских советов, часты случаи противостояния с главами муниципальных образований.