август 10, 2010
В условиях жесточайшей засухи в европейской части России федеральные власти все чаще обращают внимание на сибирский агропромышленный комплекс. III международная конференция "Зерновая Сибирь", прошедшая 3–4 августа в Новосибирске, это еще раз подтвердила. Открывая мероприятие, замминистра сельского хозяйства Александр Беляев поднял вопрос о поставках зерна из нашего региона в субъекты, пострадавшие от жары. По его мнению, именно Сибирь должна их накормить. При этом самую главную проблему, связанную с регулированием железнодорожных тарифов, он постарался обойти.
Крестьянский труд.
Анна Зайкова
Между тем из-за высоких транспортных затрат сельхозпроизводители Сибири по-прежнему остаются изолированы от европейской части России и перспективных рынков Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Отдельно подчеркнем, что мероприятие прошло до того, как стало известно, что экспорт зерна и продукция его переработки из России будут ограничены до 31 декабря. И это заставляет оценивать слова экспертов уже совсем иначе.
На прошлой неделе Минсельхоз в очередной раз пересмотрел прогноз по будущему урожаю. По словам Александра Беляева, в этом году Россия может собрать 70–75 млн. тонн зерна, что на 20–25% хуже результата 2009 года. Кроме того, Сибирский регион может дать стране порядка 18–20 млн. тонн зерна. "Сибирское зерно нам очень нужно, и продовольственное, и фуражное", — обратился к собравшимся г-н Беляев. По его словам, крупнейшему производителю мяса в России Белгородской области понадобится как минимум 1,2 млн. тонн зерна, Татарстану и Башкортостану — по 1,5 млн. тонн, Самаре — 360 тыс. тонн, Воронежу — 500 тыс. тонн, Липецку — 200 тыс. тонн. По словамАнатолия Квашнина, полпреда президента в Сибирском федеральном округе (СФО), задача наших зернопроизводителей заключается в том, чтобы "собрать все до последнего зернышка, не оставлять даже солому" и быть готовыми "подставить плечо засушливым российским регионам".
Несмотря на тяжелое положение в ряде сельскохозяйственных регионов, замминистра считает, что дефицита зерна в этом году не будет. По его словам, переходящие запасы составляют 21,5 млн. тонн. Именно этот фактор должен сдержать необоснованный рост цен. Пока же этого не происходит. "В нынешнем году, по оценкам экспертов, стоимость зерна возрастет в 1,5–2 раза, — сообщил в своем выступлении Павел Скурихин, президент Национального союза зернопроизводителей. — Настораживает то, что цены растут слишком быстрыми темпами. В ряде регионов прибавка за тонну достигает 500 рублей в неделю".
Государство в свою очередь намерено бороться с необоснованным увеличением цен на зерно, вызванным ажиотажным спросом. По словам Александра Беляева, сибирские производители "не должны увлекаться ростом цен". Замминистра также отметил, что, если кто-то "начнет баловаться по 12 тыс. рублей", государство будет готово предложить зерно по 6 тыс. рублей за тонну из своих запасов.
Между тем Алтайскому краю до ценовых рекордов центральной части России еще далеко. Стоимость продовольственной пшеницы в нашем регионе колеблется в районе 4,5 тыс. рублей за тонну. Как отмечают эксперты, особого ажиотажа на рынке не наблюдается. "Сейчас более высокий спрос существует не на само зерно, а на продукцию его перемола: муку и крупы, — рассказал Александр Терновой, председатель совета директоров агрохолдинга "Алтайские закрома". — Местные зернопереработчики были бы рады поставлять свою продукцию в пострадавшие от засухи регионы, но высокий транспортный тариф не позволяет получать от этого необходимую рентабельность".
Действительно, принятый несколько лет назад понижающий коэффициент 0,5 на перевозку продукции зернопереработки с первой тысячи километров в настоящий момент себя не оправдывает. Он экономит производителям всего лишь 60 копеек с каждого килограмма перевезенной муки. Как рассказал на "Зерновой Сибири" Александр Беляев, проблема тарифного регулирования будет решаться. Но как скоро это произойдет, федеральный чиновник не уточнил. "Сейчас существует скидка 50% на перевозку зерна и продукции его перемола с 1001 километра. В ближайшее время мы обратимся в таможенно-тарифную комиссию, которую возглавляет Виктор Зубков, с ходатайством, чтобы эта скидка действовала с первого километра", — сообщил замминистра.
Проблема транспортных тарифов отрезает сибирских зернопроизводителей не только от европейской части России, но и от перспективных рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. Как отмечают эксперты, АТР — единственная территория в мире, где ежегодно растет потребление пшеницы и сокращаются посевные площади. По оценке Вадима Григорьева,управляющего директора "Сибирского аграрного холдинга", импорт пшеницы в следующем году в Японии составит 4,96 млн. тонн, в Китае — 0,8 млн. тонн, в Таиланде — 1,2 млн. тонн, на Тайване — 1,1 млн. тонн. Сибири, имеющей ежегодно порядка 6 млн. тонн профицитного зерна, просто необходимо занимать эти рынки. Сейчас из СФО на экспорт выходит 1,5 млн. тонн зерна в год, в ближайшие несколько лет этот показатель планируется увеличить как минимум в два раза.
Пока же на пути у сибирских зернопроизводителей в АТР стоит масса препятствий. Помимо высоких транспортных тарифов, которые занимают более 60% стоимости сельхозпродукции, существует и другая логистическая проблема — неразвитость контейнерных перевозок. А именно таким способом в страны АТР импортируется 43% всего зерна. "За последние годы в США произошел десятикратный рост контейнерных перевозок зерна насыпью, — рассказал на конференцииАлександр Бартеньев, директор компании "КонтРейл-Байт Сибирь". — Сейчас общий объем мирового грузооборота контейнерами составляет 15%. В России этот показатель, по сути, равен нулю". Первые в России контейнерные поставки пшеницы насыпью прошли лишь в июле этого года. Группа компаний "САХО" отправила таким способом 2,5 тыс. тонн своего зерна в страны АТР. До этого "РЖД" не имели даже технического регламента на подобные перевозки.
Еще одна проблема, затрудняющая работу сибирских зернопроизводителей на рынке АТР, — это качество нашего зерна, а точнее, способы его сертификации. "В представлении мукомолов стран АТР в России не произрастает ничего, кроме фуража, — сообщил в своем выступлении Виталий Смирнов, начальник отдела сельхозпродукции компании "Инспекторат Р". — И перебороть это убеждение будет очень сложно. Азиаты ориентируются на ту пшеницу, которую им поставляют из США и Австралии. Она имеет совершенно иные стандарты сортов. Предложения по изменению российской стандартизации и адаптации ее к международным требованиям были внесены в Минсельхоз в 2002 году. Там они и были похоронены. В 2007 году был принят "новый" стандарт. На самом деле это разработка десятилетней давности. В этом стандарте все нормативы были снижены, чего ни в коем случае нельзя допускать".
Учитывая масштабные потери зерна из-за засухи, в этом году России придется попридержать свои экспортные амбиции. По оценки экспертов, даже при благоприятном развитии событий наша страна сможет поставить за рубеж только 13,5 млн. тонн зерна, что на 37% меньше по сравнению с показателями прошлого года. В этом пусть даже уменьшенном объеме экспорта доля сибирской пшеницы должна возрасти, считают многие участники "Зерновой Сибири". Позитива добавляют повышенный спрос на российское зерно на мировых рынках и создание в стране "дальневосточного коридора", который призван облегчить доставку сельхозпродукции в порты Дальнего Востока и далее в Азию. Первые шаги в сторону стран АТР зернопроизводители уже сделали. Однако без господдержки эти робкие попытки станут экономически бессмысленными. Не получив экспортных субсидий и нулевого железнодорожного тарифа, сибирские аграрии будут изолированы и в очередной раз столкнутся с проблемой перепроизводства.