август 20, 2010
В 1860 году открылась первая сурдопедагогическая школа в Москве, хотя ещё раньше учить жестовому языку начали вдали от столицы – городе Павловске. Спустя полтора века труд сурдопедагогов остаётся не менее востребованным. Мы встретились учителем индивидуальной работы по обучению произношению и развитию слухового восприятия Новоалтайской школы-интерната для глухих Любовью Янчеленко и узнали, как одним лишь движением рук можно научить человека читать, петь и отличать хорошее от плохого.
Любовь Владимировна работает в коррекционной школе долгих 38 лет.
О том, что станет учителем, Янчеленко знала ещё в четвёртом классе.
– У нас в семье было пятеро детей, я старшая. Мама много работала, а я нянчилась с братьями и сёстрами. Можно сказать, это были мои дети. Мы играли с ними в школу, и я всегда мечтала, что стану учителем начальных классов. Кроме того, я очень любила читать. Родители выписывали много журналов, в том числе "Семья и школа". Он и стал моим первым учебным пособием по педагогике.
В 1967 году Янчеленко приехала поступать в Череповецкий педагогический институт в Вологодскую область. Там, в общежитии для абитуриентов, она познакомилась с девочкой, от которой узнала о специальности "Сурдопедагог".
– Одна из абитуриенток рассказала, что в прошлом году поступала в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена (сейчас РГПУ) на факультет начальных классов. Но туда не прошла, и ей предложили перевестись на дефектологию. Я в первый раз слышала о таком факультете и, узнав о специальности "Сурдопедагог", очень заинтересовалась. Так получилось, что к тому моменту я уже не раз при разных обстоятельствах сталкивалась с детьми с нарушением слуха. Решение было принято. Я забрала документы и поехала в Ленинград, – рассказывает Янчеленко.
Оказалось, что зачисление на факультет дефектологии уже закончилось. Девушке посоветовали устроиться на работу и записаться на подготовительные курсы. Так она и сделала. За год работы на стройке Любовь Владимировна не раз укрепилась в своём желании стать сурдопедагогом.
– Я часто проходила мимо площади Восстания, где собирались люди с нарушением слуха. Они оживлённо общались на жестомимическом языке, а я просто летала от мысли, что буду этому учить. В то время как раз вышел фильм "Двое" о взаимоотношениях музыканта и глухой девушки. Мне всё это казалось другим, романтическим миром.
После института я по распределению попала в Новоалтайскую специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат I вида (для детей с нарушением слуха – Прим. ред.).
К коррекционной школе 12-летня программам обучения. Дети с нарушением слуха приходят в школу всего в три годика. По признанию педагога, на этом этапе самое главное - вызвать у ребёнка интерес к процессу обучения.
– Я приучаю их к себе и друг к другу, а уже потом обучаю дактильной (ручной – Прим. ред.) азбуке и произношению звуков. Первое слово, которое говорит глухой ребёнок – "папа", потому что это самые лёгкие звуки.
Предметы у нас те же, что и в массовой школе, только ритмика и индивидуальная слуховая работа свои.
Индивидуальные занятия длятся не больше 20 минут. Иначе ребёнок будет уставать. 10 минут на развитие слуха, 10 минут он учится произносить слова правильно и чётко.
Самое сложное – научить думать словом. Любой язык, кроме жестомимического, для глухого иностранный. Общаться мимикой несложно, но нужно развивать речь, разговаривать. Если это язык жестов, то красивый литературный язык. Да, в жестомимическом языке тоже есть жаргоны, – отвечает сурдопедагог на наш удивлённый вопросительный взгляд.
- Трудно научить читать, а главное – понимать и анализировать текст. Со взрослыми ребятами мы читали "Евгения Онегина" в стихах, "Героя нашего времени". И они понимали, что Онегин в отличие от Печорина человек порядочный. Он честно сказал Татьяне, что её не любит.
Мы развиваем у детей и творческие способности: ставим спектакли и поём. Когда я только начала обучать мимическому пению, было очень сложно. Сначала мы учимся понимать ритм. Глухому нужно всем телом чувствовать вибрацию, поэтому ритм выстукивается по полу. Потом учим слова и артикуляцию, присоединяем жест. Мимическое пение отрабатывается довольно долго, но это того стоит. Плавные, поющие руки – очень красиво! – восхищается Любовь Владимировна. – Наша задача заключается не только в том, чтобы научить слушать и говорить. Мы также стремимся воспитать высокоразвитого и интеллектуального человека.
Любовь Владимировна – учитель высшей категории и, кстати, единственный действующий специалист с очным образованием. При этом она получает 5403 рублей.
– Можно, конечно, зарабатывать больше, если работать, например, на три ставки. Но такие люди ничего, кроме своей работы, не видят. В советское время я, как молодой специалист, получала 210 рублей, – вспоминает Янчеленко. – Это были большие деньги. У нас в школе работали только специалисты. Даже преподаватель по труду имел образование сурдопедагога. Это был сильный, грамотный коллектив, о нашей школе знали все. С падением советской власти разрушили и школу. Просто разобрали по кирпичикам и переделали под неё два детсада. Сейчас у нас в одном кабинете учебный класс и спальня. На данный момент в крае две школы для глухих - Барнауле и Новоалтайске - и одна для слабослышащих – в селе Озёрки. Не хватает новых кадров, молодёжь неохотно идёт в эту профессию. Насколько я знаю, профессию сурдопедагога можно получить в Москве или в Санкт-Петербурге. Но, как правило, выпускники остаются там, надеясь на более выгодные условия.
Известно, что есть слуховые аппараты для людей с нарушением слуха. Подобные аппараты есть и для глухих, и они помогают!
– До сих пор к этому скептическое отношение. И я раньше не очень этому верила. Но в 1991 году я побывала на курсах в Москве и увидела, как глухого ребёнка учат слушать. В нашей школе у всех детей есть остатки слуха. У кого-то больше, у кого-то меньше. Можно научиться пользоваться тем, что осталось, развивать эти навыки. Конечно, это очень сложная работа, но чем раньше глухой ребёнок будет научится слушать, тем лучше. Сейчас есть цифровые слуховые аппараты, где можно регулировать восприятие звука в зависимости от того, слушаешь ли ты музыку или речь, или находишься на улице. С помощью него ребёнок может контролировать своё произношение. Один наш выпускник, которому мать купила слуховой аппарат на свои деньги, женился на слышащей девушке и работает он со слышащими. Когда Сергей зашёл к нам в школу, все просто ахнули, как хорошо он говорит! И это не единственный пример. Эти аппараты, конечно, очень дорогие, они должны выдаваться бесплатно. Для этого нужно всего-то два слова на бумаге: "рекомендовано слухопротезирование"! Но наш краевой сурдолог считает, что это неэффективно.
Любовь Владимировна поддерживает связь со всеми своими выпускниками. Она бывает на их свадьбах, знает их детей, почти каждый год кто-то из выпускников приезжает к ней на день рождения. В основном они работают художниками-оформителями, швеями, модельерами, токарями.
– Более 10 лет назад в Новосибирске открылся институт социальной реабилитации, где есть много специальностей для глухих. Получить образование возможно, но найти работу сложнее. Глухих увольняют в первую очередь, потому что у них есть пенсия по инвалидности. Хоть эта пенсия и составляет всего 4000 рублей.
И вообще, им довольно сложно трудоустроиться. За всё время моей работы всего трёх девчонок взяли в обычное швейное училище, да и то лишь потому, что у них были слуховые аппараты и более ли менее внятное произношение, – рассказывает сурдопедагог.
Вопрос "не возникало ли у вас желания оставить эту работу и заняться обычной педагогикой?" Любовь Владимировну очень удивил.
– Да вы что? Ни в коем случае! Да как? Они мои дети. Я не отказалась от них, даже когда вышла замуж в Ленинграде. Помимо ставки учителя у меня была ещё небольшая часть ставки воспитателя, и каждое утро я приходила на подъём к трёхлетним малышам. Все они такие хорошенькие, маленькие, от мам оторванные, – говорит она со слезами на глазах.