сентябрь 10, 2010
С 1 сентября более полутора тысяч школьников края начали учиться по новым государственным образовательным стандартам. Пока нормативы утверждены только для начальной школы (с 1-го по 4-й класс), и в этом учебном году их будут лишь "примерять". Однако вне зависимости от результатов новые стандарты в обязательном порядке внедрят в начальную школу уже в 2011 году. Сегодня в эксперименте участвуют 11 школ Барнаула и отдельные классы в общеобразовательных учреждениях районов края. Насколько мы готовы к изменениям в образовании и каковы перспективы этого проекта? Об этом наш очередной "Дискуссионный клуб".
Ученик, школа.
Михаил Хаустов
В текущем году должна быть обеспечена качественная подготовка к работе в начальной школе по новому стандарту и начато обучение по нему там, где есть полная готовность. Данная инициатива обеспечивает преемственность основных направлений Концепции модернизации российского образования.
Сейчас детей учат лучше, чем в то время, когда вы сами учились в школе?
Август 2000 |
Август 2006 |
Август 2010 |
|
Сейчас учат лучше |
23 |
18 |
17 |
Учат примерно так же |
25 |
31 |
30 |
Сейчас учат хуже |
33 |
43 |
41 |
Затруднились ответить |
20 |
8 |
11 |
Опрос 1 600 россиян проведен "Левада-Центром".
Главное – оснащенность школ
Принципиальное отличие новых стандартов от прежних заключается в том, что теперь государственные требования предъявляются не только к содержанию образовательных программ и результатам, но и к условиям обучения школьников.
С нововведениями существенно изменяется само представление об образовательном процессе. Новый стандарт предполагает не только формирование у ребенка определенной парадигмы знаний, но и развитие его социальной компетентности (умение жить, участвовать в коллективной выработке решений). Это то, чего раньше образовательному процессу в России не хватало.
Для этого в рамках нового образовательного плана в обязательном порядке вводится внеурочная деятельность по различным направлениям. У школьников появляется достаточно широкий выбор для развития своих способностей, будь то физическое воспитание, художественно-эстетическое развитие, проектная деятельность и так далее. Большое внимание будет уделяться проведению различных исследовательских работ, в том числе на природе. Каждый ребенок сможет определить то, что ему интересно. Вести внеурочные занятия будут учителя из основного педагогического состава. Оплачивать за работу им будут по количеству учеников в группе.
Со следующего года мы начнем внедрение нового стандарта в 5-х классах, а затем в основной и старшей школе. Естественно, для организации этого процесса нужны соответствующие условия, то есть специально оборудованные классы, мобильная мебель, новые пособия, выход в Интернет и пр. Педагогический состав в большинстве своем к изменениям готов. Однако я вижу целый ряд трудностей, связанных с техническим оснащением. На мой взгляд, ничего не получится, если сегодня к федеральным стандартам мы отнесемся формально.
Необходимо понимать, что для достижения поставленных задач, заложенных в документах, должна быть и соответствующая оснащенность школ. Нельзя предъявлять требования, не обеспечив условий. Поэтому считаю, что нам потребуется время для реализации проектов, предложенных государством, во всех школах края.
В свое время мы фактически практиковали то же самое: школа полного дня, занятия по интересам и прочее. Я считаю, это работает, правда, только для тех, кому это интересно. Например, когда мы создавали свою школу, я думала, что от желающих учиться в таких условиях отбоя не будет. Ошиблась. Почему? На мой взгляд, у нас довольно ограничено число людей, искренне желающих по-настоящему развивать своего ребенка. Большинство родителей выбирает школу по принципу географической доступности. Некоторые, правда, говорят: "Было бы хорошо, чтобы ребенок не болтался нигде после уроков". Вот и все.
Школа в России утратила (а может, и не имела никогда?) позиции образовательного центра. Как следствие сегодня, если родители хотят, чтобы ребенок хорошо знал английский, они не уповают на школу, а нанимают репетитора.
По новым образовательным стандартам преподавать будут все те же учителя, которые на протяжении, скажем, 20 лет работали одним и тем же образом (не все, но большинство). Традиционная методика преподавания для них ясна, а сейчас выясняется, что необходимо предоставлять детям какие-то дополнительные развивающие услуги, продлевать свой рабочий день, увеличивать нагрузку и так далее. Конечно, это стресс.
Положительный эффект возможен только при высоком общем уровне развития самих учителей, их мобильности и готовности к переменам.
Сама идея новых стандартов очень хороша. До сих пор образование походило на танк, который своими гусеницами шел по душам, умам и сердцам школьников. Сейчас каждый будет выбирать себе то образовательное пространство, тот минимум, который соответствует его физическим, материальным и духовным возможностям. Это очень хорошо. Но насколько наше общество это примет?
Мы, увы, не так давно вышли из-под гнета тоталитарного строя, а поэтому свобода не всегда принимается положительно. Она многих пугает. А теперь в школе появятся новые предметы и вместе с ними – право выбора. Государство не будет говорить, сколько у вашего ребенка будет русского языка, вы будете решать это сами. В таких условиях, я думаю, вариативность может вызывать негодование. Начнут жаловаться: у нас этих учебников нет, у нас таких педагогов нет, у нас таких досок нет, как сюда детей водить на весь день? Нужно будет много думать и выбирать. На диване не полежишь, это точно. Нельзя будет сказать: я привел ребенка за руку в школу, а остальное – дело профессионалов. Здесь потрудиться придется всем. Мамам и папам в том числе. Я долгие годы работала психологом в школе. Многие родители 12-летних подростков не могли мне ответить на вопрос: "Что ваш ребенок любит? Чем он хорош? Чем он плох?" А сегодня они обязаны будут это знать.
Мы подготовили изменения в содержании программ, выбрали учебно-методические проекты, но пришли к выводу, что необходимо улучшать материально-технические условия.
Пока у нас нет кабинетов для внеурочных занятий (в этом году для одного класса, участвующего в эксперименте, мы выделили кабинет, а в следующем, когда на новую систему перейдут все четыре первых класса, не знаю, что будем делать). Недостаточна и материальная обеспеченность школы. У нас, например, пока только одна интерактивная доска. Еще одна проблема – оплата педагогу за внеурочные часы.
Воплотить идею в жизнь непросто. В нашей школе в отношении материально-технического оснащения все сложилось очень благополучно (благодаря тому, что мы дважды выигрывали миллион). Учителя, которые работают по новым стандартам, уже прошли подготовку. Остальные пока только на стадии изучения вопроса. Среди трудностей я бы отметила нехватку помещений для организации внеурочной деятельности.