А вы часто платите за бесплатное?

сентябрь 27, 2010

Сегодня властями, партиями и общественностью активно обсуждается федеральный закон № 83, который предполагает, что многие учреждения образования, здравоохранения и культуры станут зарабатывать самостоятельно. Школы, детские сады, больницы, музеи и т. д. будут поделены на три типа: казенные (полное госфинансирование), автономные (самофинансирование) и бюджетные (часть средств в рамках госзадания будет поступать из бюджета, остальное должны будут заработать сами). Для госучреждений закон вступает в силу с 1 января 2011 года, для муниципальных — с июля 2012 года. Фактически это означает, что за допуслуги в образовательных и медорганизациях придется платить по прейскуранту. Однако уже сегодня такая ситуация зачастую является обычной. В связи с этим редакция газеты "Ваше дело" поинтересовалась у читателей: "А вы часто платите за бесплатное?".

Елена Завадская,
директор агентства недвижимости "Позитив":

У меня есть медицинский полис, но по факту он мне не нужен. Пользуюсь только частной медициной. В бесплатное я не верю: привыкла, что, когда платишь деньги, получаешь качественную услугу. Хотя, насколько я знаю, государственная медицина бесплатна лишь условно — чтобы получить полные услуги, людям все равно приходится доплачивать врачам. Я обращаюсь только в платные проверенные учреждения. Например, в Железнодорожную больницу и частные клиники. Во сколько мне это обходится, не считала, но сумма серьезная.

Александр Колесников,
председатель Совета руководителей малого и среднего бизнеса Косихинского района:

Я точно знаю, что в нашей стране сегодня ничего бесплатного нет. Помню, года два назад внуку делали небольшую операцию, она вроде бы как была бесплатная. Зато наркоз и еще какие-то препараты оказались платными и стоили около 2,5 тыс. рублей. А моя племянница при поступлении в колледж должна была заплатить "добровольный взнос" на развитие этого образовательного учреждения где-то 600 рублей. И наличие этого взноса или его отсутствие учитывалось при распределении мест в общежитии.

Анатолий Захаров,
директор по корпоративному бизнесу компании "ВымпелКом":

Я нахожусь в чуть более выгодном положении в этом вопросе. Наша компания имеет достаточно серьезные корпоративные программы страхования, которые почти полностью перекрывают потребности в медицинской помощи. Они позволяют практически не посещать муниципальные клиники. Как обстоят дела с детскими садами и школами, не знаю, детей у меня пока еще нет. В целом я положительно отношусь к тренду коммерциализации социальной сферы. Там, куда приходит рынок, потребитель голосует рублем, и качество услуг гарантированно улучшается. Важно, чтобы правительство не сделало необдуманных шагов в плане ценообразования на этом рынке, ведь чрезмерные цены могут привести к социальному взрыву.

Константин Березиков,
директор компании "Лидер Плюс":

Все уже привыкли к тому, что ребенку к школе нужно покупать учебники, а в поликлинике доплачивать за обезболивание. Хотя надо сказать, что платная медицина для меня не является гарантом качества. В одной стоматологической поликлинике моему партнеру услугу оказали очень некачественно, хотя обошлась она ему в три-четыре раза дороже, чем в обычном кабинете.

Ирина Толстошеева,
генеральный директор компании "РиАл — Барнаул":

Иногда подобные траты серьезно ударяют по кошельку. Платим за школу, в эту сумму входят и питание, и дополнительные взносы, и услуги библиотеки с вроде бы бесплатными учебниками, которые по факту приходится покупать. Суммы складываются значительные. Что касается медицины, то платными услугами пользуюсь, когда необходимо пройти какие-либо дополнительные обследования. И только в том случае, когда бесплатной альтернативы им нет.

Татьяна Ефимова,
руководитель компании "Возрождение-трэвел":

Мне проще воспользоваться платными, например, медицинскими услугами. Это быстрее, а я человек занятый, и мне так спокойнее. К тому же сложно отделаться от ощущения, что, когда доктор сам зарабатывает предоставлением данной услуги, он как-то иначе, лучше относится к пациенту. Хотя могу привести пример, связанный с данной темой только опосредованно. Я недавно вернулась из Италии. Оказалось, что там не приветствуются чаевые. Считается, что когда официант работает за чаевые, то он только об этом и думает, а не о своей непосредственной работе и ее качестве. И это работает!