сентябрь 28, 2010
В июне появилась информация, что правительство рассматривает поправки в Налоговый кодекс, суть которых сводится к тому, что акциз с литра алкогольной продукции, где доля спирта превышает 9%, должен в 2011 году вырасти с 210 до 330 рублей. Инициатором поправок было обозначено Министерство финансов. Однако администрации большинства российских регионов выразили недовольство этой инициативой.
По данным регионов, покупать водку дороже 200 рублей могут себе позволить не более 10% взрослого населения на местах. В поддержку инициативы высказался главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, который отметает все предположения о переходе населения на самогон в случае резкого роста цен на водку. Разговоры по этому поводу поутихли, а в Минфине уже в июле заявили, что не планируют вносить предложения по увеличению акцизов на алкоголь. "Помимо уже существующей индексации акцизов на крепкий алкоголь в размере 10% ежегодно, мы не предлагаем никаких изменений", — цитирует "Прайм-Тасс" директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики финансового ведомства Илью Трунина. В августе ведомство все-таки представило законопроект, где акцизы на алкогольную продукцию ниже заявленных ранее, но выше ныне существующих. Так, акциз на литр алкоголя с долей спирта менее 9% вырастет в 2011 году со 146 до 190 рублей, с долей более 9% — до 231 рубля. Участники алкогольного рынка Алтайского края проанализировали акцизную политику государства и обозначили ее основные последствия для отрасли.
Инициатива повышения ставок акцизов на госуровне существует всегда, поскольку оборот алкоголя является одним из значимых источников пополнения бюджета. Насколько я помню, существовал план по повышению ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а в этом году было предложено повышать ставки в два раза быстрее, чем планировалось ранее. Для конечного потребителя заметным последствием этого будет увеличение цены крепкого алкоголя. Я сильно сомневаюсь, что это приведет к снижению потребления алкоголя. Глупо было бы предполагать, что цена может остановить человека, который нуждается в алкоголе. Потребитель просто найдет более дешевый аналог. Сейчас самая дешевая водка стоит 89 рублей, когда она подорожает, человек потратит эти же деньги на настойку боярышника, которую никто не отменял. Это не самое страшное, но надо учитывать, что есть еще и технические жидкости. Поэтому можно опасаться волны отравлений.
Оптовое звено алкогольного бизнеса может незначительно потерять в объемах, но опыт прошлых лет показывает, что так бывает не всегда. Ведь конечный продукт становится дороже, и снижение объемов будет компенсировано ростом стоимости среднего проданного литра. Количество проданных бутылок снизится, но сумма продаж вырастет. Поэтому никаких негативных последствий в плане экономики для нас не будет. То же самое касается ритейла, который сможет подстроиться под новую систему. Есть те или иные тонкости бизнеса, которые позволяют найти свою нишу, свой рынок и своего покупателя. Вопрос только в том, кто сможет сделать это раньше.
Пример прошлогоднего повышения акцизов в пивном секторе показывает, что государство нацелено на банальное укрупнение бизнеса. Намного проще контролировать пять крупных производителей, чем пул мелких. Это выводит рынок из "тени" и делает его более управляемым. Перераспределение рынка крепкого алкоголя после повышения акцизов может иметь место в двух формах. Первое: потребитель уходит от более дорогих марок к более дешевым, хотя общий объем расходов на этот продукт он не меняет. Во втором случае изменения произойдут в низкоценовом сегменте, когда потребитель уйдет от дешевой водки к суррогатам. Что же касается оптового звена, то на рынке Алтайского края сегодня работают компании, которые чувствуют себя уверенно, и говорить о чьем-то уходе в связи с этими изменениями я бы не стал.
Инициатива Минфина заключалась в том, чтобы повысить акцизы на крепкий алкоголь. Сейчас этот налог для производителей ежегодно повышается на 10% согласно планам правительства. Как и любое резкое изменение, повышение акциза может привести к определенным колебаниям на рынке. Для производителей крепкого алкоголя в течение нескольких лет идет стабильное удорожание акцизов. Акциз — это такой налог, который производитель транспортирует от производителя до государства, мы закладываем его в цену и передаем по цепочке в розницу. Не исключен уход части рынка в "серые" схемы. Практика показывает, что любое изменение цены приводит к компенсациям за счет таких схем. Легальные производители будут платить государству больше денег. Можно ожидать снижения оборота, во всяком случае увеличиваться он не будет. Если государство ставит перед собой цель увеличить собираемость акцизов, то опыт пивоваренной отрасли показал, что она себя не оправдывает. Если говорить про крепкий алкоголь, то здесь будет аналогичный эффект. Я не скажу, что акцизная политика государства по отношению к производителям крепкого алкоголя была более лояльна. Просто с пивной отраслью государство провело некий эксперимент, а в отношении нас система более упорядочена, поскольку время экспериментов мы уже пережили.
Политика ежегодного повышения акцизов практикуется Минфином уже на протяжении многих лет, при этом размер повышения колеблется от 10 до 20%. Этот рост находится практически на уровне годовой инфляции и существенного влияния на потребительский спрос не оказывает. Но в области налогообложения алкогольной продукции существует другая серьезная проблема — это наличие множества схем ухода от уплаты акциза отдельными предприятиями. В решении этой проблемы государство за последние годы не предпринимало каких-либо радикальных мер. При этом данная проблема должна решаться не на законодательном уровне, а на уровне исполнения законов. Существующая в России система взимания акцизов на алкоголь достаточно понятна и проста, и если не решить проблемы наличия схем ухода от акцизов, любая другая система также не будет эффективно работать. Что касается предложения Минфина об увеличении акцизов на крепкий алкоголь в несколько раз, то с точки зрения борьбы с ростом потребления алкоголя в стране это логичный и правильный ход. Но при этом вновь возникает проблема нелегального производства и разного рода суррогатов алкоголя. Если государство будет в состоянии ликвидировать данное явление, тогда эффект от повышения цены на алкоголь, возможно, будет положительным, если нет, то это только усугубит ситуацию с алкоголизацией населения.
Если говорить о документах, которые издает государство, то политика в отношении производителей алкоголя достаточно сбалансированная и логичная. Если вести речь об исполнении законов, то в последние несколько лет наблюдалось полное безразличие государственных структур к явным нарушениям в сфере оборота алкоголя. Всем известны факты реализации водки некоторыми производителями Кабардино-Балкарии по заведомо заниженным ценам. Такое положение дел привело к появлению на рынке продукции по демпинговым ценам, с которыми легальные производители конкурировать не могли. Это привело к банкротству многих ликероводочных заводов в России и колоссальным потерям в бюджете. Сегодня Росалкогольрегулированием принимаются меры по наведению порядка на рынке алкоголя. И если все намеченные мероприятия будут выполнены и исчезнет возможность нелегального оборота, то производители алкоголя будут совершенно спокойно реагировать на инициативы государства по увеличению акцизов. А когда одним приходится платить все больше и больше, а другие освобождены от этой обязанности, у легальных производителей возникает законное чувство несправедливости.