октябрь 5, 2010
Публикация недельной давности о серьезном повышении с 1 января 2011 года страховых взносов для крупного, среднего и малого бизнеса вызвала широкий резонанс как на сайте www.altapress.ru, так и в реальной деловой среде.
Напомним, что налоговая нагрузка на предпринимательство, по некоторым оценкам, со следующего года возрастет в 2–2,5 раза. Для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, — с 26% до 34%. Для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, — с 14% до 34%. Бизнес уже негативно отреагировал на это нововведение. Ожидается, что в середине октября пройдет внеочередной съезд предпринимателей края, на котором будет рассмотрен именно этот вопрос.
А сегодня дискуссию о страховых взносах продолжают Татьяна Ларина,автор первой публикации в нашем издании, и Евгений Ганеман.Отметим, что при всей полемичности и полярности взглядов на эту проблему авторы независимо друг от друга приходят к единому мнению — рост налоговой нагрузки необходимо отложить.
Из комментариев представителя ПФР по Алтайскому краю Алексея Хомутова (см. "Разве 11 тыс. рублей — истинный размер зарплаты?", "ВД", № 37 от 27 сентября) можно сделать вывод о том, что за ошибки чиновников вновь должны заплатить субъекты малого бизнеса.
Я напомню, что начало пенсионной реформы в 2002 году и ее подготовительный этап были уже оплачены начинающим честным бизнесом по ставке 28%. А следствием этого стала задержка выплаты пенсий и крайне медленный рост пенсионных начислений, не поспевающий за инфляцией. Зато заметно улучшились условия работы чиновников: от приспособленного здания на улице Пушкина до дворца с золотыми буквами в самом центре города (хоть бы подумали, как это воспримут пенсионеры!). При этом нам теперь говорят, что пенсионная реформа не принесла ожидаемых результатов. А в них с самого начала не верилось, как и теперь не верится в результативность увеличения ставок страховых взносов.
Теперь, по словам господина Хомутова, оказывается, ошибочным было и введение ЕСН. Поэтому сегодняшнее "увеличение ставок — мера вынужденная", так как неэффективно работавшая Федеральная налоговая служба России за восемь лет недобрала 3 млрд. рублей. Но мне как социально ответственному работодателю и будущему пенсионеру гораздо более неприятно читать отчет аудиторов Счетной палаты РФ о том, что "в 2006–2008 годах ревизоры фонда выявили нарушений на 3,4 млрд. рублей, за что сотрудники ПФР получили от своего руководства всего восемь выговоров, четыре замечания и четыре штрафа, в то время как Счетная палата квалифицирует эти нарушения как коррупцию, мошенничество и использование служебного положения. А в I полугодии 2009 года в ходе внутриведомственных ревизий контролеры ПФР выявили нарушений на полмиллиарда рублей, сумма выявленных нецелевых расходов выросла в шесть раз" (цитата по сайту "РосБизнесКонсалтинга" от 23 сентября этого года). Наверное, эти шалости (если судить по наказанию) сотрудников Пенсионного фонда тоже должны оплачивать представители малого и среднего бизнеса.
Из комментариев предприниматели также поняли, что чиновникам не верится в размер средней зарплаты 11 тыс. рублей. Вы, господа, с высоты своего золотого Олимпа на жизнь смотрите! Опуститесь на землю. Зарплаты в крае действительно низкие, а повышение страховых взносов сделает их еще ниже, а также приведет к сокращениям наемных работников. Вы защищаете сейчас очередную ошибку, допущенную законодателем. Кто потом будет за нее рассчитываться? Ведь многие работоспособные граждане покидают страну, а доходы оставшихся сходят на нет. Может быть, вы и в это не верите?
Хотя доверие работодателей и наемных работников к ПФР тоже продолжает снижаться, потому что на днях с голубых экранов нам объявили о том, что наши же пенсионные деньги направлены в частные пенсионные фонды без нашего согласия. И все же отказываться от пенсионных накоплений никто не собирается. Но чтобы удалась пенсионная реформа, нужно развивать бизнес, увеличивать число работодателей, повышать доходность граждан и иметь Пенсионному фонду России не надежные здания, а надежную репутацию.
А может быть, с моей стороны это и есть "неправильная трактовка причинно-следственных связей", в которой упрекает нас господин Хомутов?
В статье "Выворачивайте карманы" автор анализирует предполагаемые последствия введения № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Тема чрезвычайно актуальная, так как нагрузка на бизнес возрастает колоссально — на 8–12%, а для малого бизнеса — на 20% с учетом переходного периода (2011–2015 гг. в зависимости от сферы деятельности плательщика взносов и применяемой им системы налогообложения).
К сожалению, автор приводит не совсем точные данные по отдельным вопросам. В статье сказано, что на предприятиях крупного бизнеса заработные платы сотрудников довольно высокие. Среднемесячная зарплата одного работника составляет не менее 50 тыс. рублей, и исходя из этого приводятся расчеты предполагаемого снижения налоговой нагрузки на крупные предприятия (примеры 1 и 2). Приведенные данные не совсем корректны. На самом деле средняя заработная плата по обрабатывающей промышленности составила за семь месяцев 2010 года 11 833 рубля (а по краю — 11 307 рублей).
Приведу только один пример, который иллюстрирует, что изменится для одного из самых успешных обрабатывающих предприятий Алтайского края. Численность персонала — 1380 человек. Средняя зарплата — 18 200 рублей в месяц (одна из самых высоких в промышленности). Численность персонала со средней зарплатой 50 тыс. рублей составляет на предприятии 45–50 человек. Это высококвалифицированные токари, фрезеровщики, слесари. Льготирование по налогу коснется только этих 50 человек и составит 750 тыс. рублей. Остальных 1330 сотрудников оно не затронет, так как их зарплата ниже 35 тыс. рублей в месяц.
Если применять упрощенный расчет изменения налоговой нагрузки на предприятиях, то в новых условиях получается:
1) при 26% — 18 200 рублей х 12 месяцев = 218 400 рублей; налог на одного работника в итоге составляет 56 784 рубля в год, а на весь персонал — более 70 млн. рублей;
2) при 34% — налог на одного работника с зарплатой ниже 50 тыс. рублей составит 69 376 рублей в год, по всем работникам этой группы — более 90 млн. рублей.
В целом с учетом льготы в 750 тыс. рублей дополнительная налоговая нагрузка на предприятие составит за год 20,961 млн. рублей. Представляете, как можно было бы эффективно использовать эти средства на модернизацию производства и повышение той же зарплаты.
Утверждение о том, что сумма налога в новых условиях становится практически одинаковой для предприятий крупного и малого бизнеса, не соответствует действительности. А иметь среднюю заработную плату в 50 тыс. рублей алтайским промышленным предприятиям, конечно же, очень хочется, но предпосылок к этому пока нет. Крупный промышленный бизнес в новых условиях будет платить значительно больше — на десятки миллионов рублей, что отрицательно скажется на экономике предприятий.
Крупный бизнес обеспокоился этой проблемой сразу после выхода № 212-ФЗ в 2009 году. По настоянию Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) были изменены сроки введения нового налога с 2010-го (как было первоначально) на 2011 год.
Промышленники считают необходимым отложить повышение ставок страховых взносов еще на год до ожидаемого выхода экономики из финансово-экономического кризиса и ее перехода в стадию устойчивого роста. А еще справедливее было бы установить мораторий на повышение налоговой нагрузки на определенный период. Если не будет принято поправок к этому закону, то необходимо компенсировать бизнесу эти затраты за счет снижения других налогов — на прибыль, НДС и т. д.
Предлагаемое повышение финансирования пенсионной системы необходимо. Но и решать его необходимо не за счет ужесточения фискального бремени на процветающие промышленные предприятия, а за счет других источников. Каких? Например, правительством намечена широкая приватизация государственного имущества. За счет доходов от приватизации можно сформировать целевой фонд для пенсионной системы.
Все эти предложения были переданы РСПП в правительство России. Но, к сожалению, положительных решений пока нет. Добиваться их — наша общая задача.