октябрь 12, 2010
Высокий туристический сезон 2010 года оказался гораздо лучше, чем прошлогодний, но сверхуспешных докризисных показателей достичь пока не удалось. Такие выводы делают участники местного бизнес-сообщества, анализируя итоги прошедшего лета. Вместе с тем в этом году на рынке только Барнаула появилось около пары десятков новых тур компаний. Обострившаяся конкуренция привела к появлению невиданных до сих пор скидок со стороны агентств, что нарушило устоявшиеся правила работы на рынке.
"До докризисного уровня мы, конечно, недотянули, тогда было просто космическое число туристов, — говорит Людмила Иванова,руководитель компании "Пятница". — Однако по всем показателям сработали, безусловно, лучше, чем в прошлом году, — примерно на 20–30%". С коллегой солидарна и директор компании "Скай Вэй" Елена Чупина.Однако она отмечает, что при безусловном росте общего числа клиентов доходность фирмы практически не увеличилась. "Во-первых, потому что в начале сезона традиционно низкий ценник выставлял "Пегас". Во-вторых, в течение сезона продолжался агентский демпинг", — утверждает г-жа Чупина.
Тема предоставления некоторыми турфирмами высоких скидок за счет собственной комиссии особенно громко прозвучала еще весной. Тогда ряд агентств, в большинстве своем недолго работающих, стали предоставлять клиентам дисконт до 10–12% от стоимости тура. Напомним, что влиять на стоимость продукта, установленную туроператором, агентство не в силах, соответственно, скидку оно может делать только в рамках собственной так называемой комиссии, а она максимально может составлять 14–15%. То есть при скидке 10–12% агентство само зарабатывает лишь 2–4%, и это при условии, что оно имеет максимальный размер комиссии. В абсолютных цифрах это не очень большие деньги. И уже весной старожилы рынка забили в колокола: при такой выручке агентство в принципе не способно оказывать качественные услуги, а значит, рынку в целом грозят имиджевые потери. Схожей ситуация была и в соседних регионах.
Информационный шум был большим. Туроператоры даже подписали специальную хартию, в которой провозглашался отказ от предоставления высоких комиссий демпингующим агентствам. Однако вскоре выяснилось, что положения документа никем не контролируются и не выполняются. И шум утих. "Думаю, в этом проявилась особенность нашего туристического рынка — повозмущались и успокоились. Решительных мер предпринято не было. Впрочем, с демпингом в принципе довольно сложно бороться", — говорит Татьяна Сажаева,директор по развитию компании "Охота".
Так что тема предоставления высоких дисконтов утихла, но не исчезла. "По городу и сегодня "бродят" невероятные скидки, — говорит Татьяна Сажаева. — Они подчас граничат просто с минусовой рентабельностью". "Ситуация с агентским демпингом только обострилась", — подтверждает Елена Чупина. При этом скидки стали предоставлять и те компании, которые раньше и мысли такой не допускали и даже выступали против высоких дисконтов. И об этом тоже потихоньку говорят в бизнес-сообществе.
Обострение конкуренции произошло еще и из-за роста числа игроков на нем. По приблизительным подсчетам г-жи Чупиной (она также возглавляет Алтайскую региональную ассоциацию туризма), в Барнауле с начала года открылись около 20 новых агентств. "Причем многие из них непрофессиональные. Менеджеры только бронируют в программе туры, не зная ни стран, ни правил. В итоге мы получили судебную практику, которая пока складывается не в нашу пользу. А это в целом бьет по имиджу турбизнеса", — сетует директор "Скай Вэй".
Участники рынка называют две основные причины появления новых агентств. Первая — это обманчивое представление о турбизнесе как о красивом, малозатратном и сравнительно легком бизнесе. "Но это не так. Необходимо постоянно инвестировать в рекламные туры, в обучение сотрудников, — говорит Елена Чупина. — Просто забронировать тур можно и самостоятельно дома. В агентства идут за нашим опытом и видением".
Другая причина появления новых турфирм — расширение рынка. "Для меня самой это в некотором роде загадка, — говорит Людмила Иванова. — Вроде экономика еще окончательно не поднялась, заводы стоят, многим не платят. Но люди продолжают ездить отдыхать. Число рейсов с учетом вылетов из Новосибирска возросло. И они заполнялись!"
Действительно, именно рост числа отдыхающих одной из причин создания агентства называет Нина Космакова,директор турфирмы "Морской бриз", открывшейся в июле этого года. "Раньше позволить себя отдых, особенно за рубежом, могли только люди с доходом выше среднего. Сегодня уже активно отдыхает средний класс. Число туристов постоянно увеличивается, — говорит она. — Конечно, пока еще рано делать выводы о том, удастся ли нам занять достойное место на рынке, но мы на это надеемся".
Именно молодые агентства, по мнению старожилов рынка, чаще всего грешат предоставлением больших скидок с целью расширить клиентскую базу. Нина Космакова в ответ говорит, что и по ее мнению, такая политика не всегда оправданна: "Мы скидки в 10–12% не даем. У нас бывают акции, но в первую очередь мы ориентируемся на скидки туроператора, например, за раннее бронирование".
Сегодня турфирмы уже активно продают туры осенне-зимнего сезона — в Таиланд и Египет. Прямые рейсы из Барнаула в Паттайю и Шарм-эль-Шейх традиционно организовал "Пегас туристик". Глубина продаж достаточно высокая, особенно по сравнению с прошлым годом, отмечают в агентствах. Остались единицы мест на ноябрь, октябрь весь продан. "Сегодня люди планируют отдых на полтора-два месяца вперед, — говорит Ольга Ришко, руководитель агентства "ГЛЭМ-тур". — А в кризисный период туры покупались за две-три недели". По ее словам, сегодня уже бронируются новогодние туры. А высокая глубина продаж, говорят специалисты, — один из верных признаков устойчивости рынка.
Сезон для турбаз айской зоны сложился по-разному: для одних грустно, а для других вполне удачно. Скажем, "Корона Катуни", которая стоит на острове и минимальная стоимость проживания в которой составляла 3,5 тыс. рублей в сутки, хвалится, что сезон выдался удачным. Вместе с тем и базы, предлагающие более дешевое жилье, тоже сработали хорошо. Могу сказать, что мы большую часть лета почти не имели пустых мест. Однако есть базы, которые не могут этим похвастаться.
Но нужно иметь в виду, что за последние два года число баз на этой территории фактически удвоилось — с 40 до 78. Новые комплексы открыли и местные жители, и инвесторы из Новосибирской, Омской областей. А общее число туристов осталось примерно тем же. Они оставляют здесь те же средства, что и раньше, но распределяются эти деньги уже между большим числом баз.
Могу сказать, что люди стали требовательнее, и это правильно. Сегодня большую роль стали играть комплекс и качество тех услуг, которые предоставляются туристу.
Турция
Эта страна традиционно оставалась самым популярным местом отдыха. На то, что интерес к ней не снизится, явно рассчитывали и туроператоры в самом начале сезона.
В этом году только "Пегас туристик" три раза в неделю осуществлял прямые рейсы из Барнаула (чуть менее 600 человек в неделю) и ежедневно — из Новосибирска. При этом, как отмечают в агентствах, в мае-июне самолеты еще иногда улетали не полностью заполненными. В июле-августе свободных мест не было ни из Барнаула, ни из Новосибирска. Причем многие барнаульцы, отмечают в туркомпаниях, вылетали и из столицы Сибири.
Белокуриха
Этот сезон владельцев санаториев и отелей города-курорта порадовал. Заполняемость, особенно в пиковые месяцы, была довольно высокой. В некоторых случаях, утверждают в санаториях, потенциальным клиентам приходилось даже отказывать.
Ряд турагентств отмечает, что доля Белокурихи в структуре их продаж уменьшилась, так как санатории стали активно продавать путевки самостоятельно, развивая собственные маркетинговые службы и отделы продаж. Это "ВД" подтвердил, в частности, гендиректор санатория "Россия" Федор Елфимов.Он заметил, что агентская комиссия, которую им приходится платить турфирмам, достаточно обременительна.
Горный Алтай
Этот сезон оказался существенно лучше прошлого. Однако максимальных показателей двух-трехлетней давности ни агентства, ни турбазы добиться не смогли.
Причин тому несколько. Главные — прохладное лето и рост числа туркомплексов. По данным компании "Охота", число баз, гостиниц и санаториев Горного Алтая, предлагаемых туристам, в 2005 году составляло 87, в 2007-м — около 220, в 2010-м — около 650. Участники рынка отмечают, что турист стал более требовательным к качеству обслуживания. Теряют популярность неблагоустроенные летние домики, и, соответственно, растет спрос на комфортабельное проживание. Минимальная цена проживания на базах Горного Алтая составляла 200 рублей в сутки, средняя базовая стоимость в коттеджах — 800–1300 рублей.
"Бирюзовая Катунь"
Все участники рынка, руководители как агентств, так и средств размещения, говорят в голос: сезон для "Бирюзовой Катуни" был сорван из-за ведения строительных работ. Спрос на отдых здесь был велик, но предложить было нечего: территория была перерыта, не обустроена.