октябрь 19, 2010
Как интересна жизнь в городе в будний день в рабочее время. Мне очень редко удается видеть ее, поэтому всякий раз, когда я оказываюсь в городе в это время, открываю что-то новое.
Февраль 2010 года. Улица Георгиева. Третьеклассник Артем (имя и "классность" я после узнал) тащит домой из школы лыжи. Лыжи он держит правой рукой, в левой большой полиэтиленовый пакет (Артем потом сказал, что там спортивная форма, потому что "мама не хочет, чтобы я потный по школе ходил") и мешок со сменкой, за спиной ранец. Лыжи ничем не скреплены, то и дело распадаются то буквой Х, то буквой V. Пластиковые палки добавляют хаоса – они тоже ничем, кроме руки парнишки не закреплены, и все время норовят выскользнуть.
- Давай, помогу? – Не выдерживаю я.
Он сопит, не сдается. Я все-таки уговариваю Артема поднести лыжи до дома, он сдается (о, мамины наставления насчет незнакомых дядек).
Что нового я для себя открыл в тот чудом выдавшийся нерабочий день? Знал ли я, какие тяжести носят школьники? Конечно, мой ребенок их носит (по возможности, я) в школу. Я просто, наконец, увидел, с каким трудом эти дети идут домой со всем этим скарбом. А еще, не дай Бог, через проезжую часть…
Вы скажите, что физкультура у них не каждый день. Да, не каждый. Но теперь 3 раза в неделю (то есть, через день). Ну, тогда можно возразить, что лыжи не круглый год, и в некоторых школах их выдают. Я соглашусь, что "не круглый год" радует, а выдают не везде, и не всегда младшим классам (просто размеров таких нет). И все-таки, даже футболка, шорты и кеды в дополнение к другим школьным вещам – это уже лишний килограмм.
Вы ведь думаете, что в начальной школе, как и раньше всего 4 учебника – русский, математика, чтение и природоведение, да еще немного тонких тетрадок, да пенал, да альбом или ножницы с цветной бумагой?
Увы. Учебников больше. Труд и рисование теперь обрели свои учебники. Количество труда удвоилось – с 1 до 2. И добавился иностранный язык со 2-го класса у всех, с 1-го класса у "продвинутых". С 4-го (а это теперь начальная школа) учебник по информатике.
А еще у математики и русского есть дополнительные "рабочие тетради" – второй учебник в мягком переплете, в котором нужно писать. Ну и обычные тетради. Само собой. И задачник по математике.
Все это масса. Бумажная. Знаете, что хуже всего при переезде? Это таскать книги. Даже шкафы столько, кажется, не весят, сколько эти треклятые книги (треклятые на время переезда).
А еще могут быть учебники у каки-нибудь "дополнительных" уроков, которые ради понтов добавляют "хорошие" школы.
А еще детям вредно пить из фонтанчика. И в класса стоят кулеры. И надо носить кружку.
А еще (ну дети же) всякие фантики, папуганы (это такие игрушки – хит этого года), мобильники, связка ключей (минимум 3 + брелок) и т.д.
* * *
Недавно появилась информация о новых "Требованиях к условиям реализации образовательной программы начального общего образования", в которых написано, что вес содержимого портфеля ученика начальных классов должен быть не больше 2,2 кг в 1-м и во 2-м классах, и 3,2 кг в 3-м и 4-х классах. Правда, забыли про то, что ребенок несет не в портфеле (привет лыжам теперь уже четвероклассника Артема!). И не уточнили, а как быть с издательским лобби, которое заставляет покупать по 2 учебника (а по математике по 3, считая еще рабочую тетрадь и задачник)? Что, всю эту купленную макулатуру на помойку? Или со следующего года сократят программу? Думаю, будет куда изощреннее – учебники разобьют на 3-4 части. В них войдут все те вещи, которые были в прошлых учебниках и рабочих тетрадях. А платить все равно придется больше.
Ну и вместо папуганов, надеюсь, придумают что-то полегче.