ноябрь 23, 2010
Президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРа России" на своем сайте прокомментировал ситуацию, связанную с малой (льготной) приватизацией. Он указывает на то, что решение одного из муниципалитетов оспорить в Конституционном суде РФ основные положения № 159-ФЗ противоречат государственной политике по поддержке МСП. Приводим текст выступления с небольшим сокращением.
28 октября 2010 года Конституционный суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности положений части 8 статьи 4 и частей 2–4 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ. Напомним, речь идет о Законе "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Нормативно-правовой акт направлен на поддержку малого и среднего бизнеса. Предпринимателям, арендующим государственную и муниципальную недвижимость, предоставлено право требовать его продажи. Соответствующие критерии установлены региональными законами либо соответствующим постановлением правительства РФ. При получении такого заявления органы исполнительной власти обязаны обеспечить оценку арендуемого имущества и определить условия его приватизации.
Однако администрация г. Благовещенска обратилась в Конституционный суд РФ с жалобой на то, что Конституция гарантирует местному самоуправлению самостоятельность в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Я хотел бы напомнить о решении Арбитражного суда Амурской области, признавшего в январе 2010 года требования предпринимателя законными и обязавшего "городскую администрацию совершить действия, необходимые для приватизации спорного помещения". Однако муниципалитет продолжает публично выступать против права малого бизнеса на поддержку государства в сфере недвижимости.
Действия чиновников города Благовещенска, жалующихся на "неконституционность" закона № 159-ФЗ, расцениваются нами как прямое игнорирование одного из ключевых направлений государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Собственнический инстинкт, который сегодня так очевидно демонстрируют на самом высшем государственном уровне представители власти отдельно взятого муниципалитета, может быть применен только к собственному имуществу, но не к государственному. Напомню, статья 3 Конституции РФ звучит: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления".
Фактически исполнительный орган принимает решения, ущемляющие права народа. Мнения и интересы граждан, в нашем случае — субъектов малого и среднего предпринимательства — игнорируются чиновниками, проявляющими мнимую озабоченность сохранением источников дохода муниципального бюджета и упорно не видящими источника дохода в малом предпринимательстве города. На муниципальном уровне в Благовещенске, по всей видимости, произошла подмена понятия "источник власти".
Как показывают многочисленные обращения малых предпринимателей в "ОПОРу России", аналогичной позиции администрации Благовещенска придерживаются многие руководители муниципалитетов страны. Следовательно, позиция муниципалитетов идет вразрез с государственной политикой, а это заслуживает самого пристального внимания руководства страны.