ноябрь 30, 2010
Алтайский политолог Константин Емешин комментирует бюджет Алтайского края - 2011, принятый 26 ноября депутатами Алтайского краевого Законодательного собрания во втором чтении.
Прежде всего, хотел бы обратить внимание, что, к сожалению, в общественном мнении сформировано убеждение, что оппозиция – это те, кто постоянно кричит "против". Думаю, что подобное представление об оппозиции формируют определенные политтехнологи власти, которые хотят сформировать в общественном мнении представление о том, что оппозиция – это маргиналы. Это абсолютно неверно, оппозиция – это те, кто аргументировано, в рамках определенной системы ценностей, поддерживает или не поддерживает конкретное действие или бездействие власти, причем делает это с учетом реальной политической ситуации и реальной расстановки политических сил.
Кроме того, с одной стороны, бюджет – это финансовый документ, а с другой стороны – политический, который отражает приоритетные действия власти.
Что касается финансового содержания, то я вижу, что краевой бюджет традиционно сбалансирован, что, кстати, очень сложно сделать – выдержать равновесие между интересами отраслей, между статьями затрат. Все это надо еще положить на проекты величин тарифов, выдержать некоторый территориальный баланс. Важно сохранить критерии устойчивости и надежности бюджета и это в условиях продолжающегося экономического кризиса. Действующий начальник комитета по финансам Владимир Притупов, судя по всем формальным финансовым критериям, делает это хорошо. Мне нравится, как оперативно он успевает формализовать любую процедуру распределения денег, что не дает воли бюрократам, даже губернатору, распределять средства по своему усмотрению.
Другое дело – вопрос приоритетов бюджета и механизмов его исполнения. Это уже выходит за рамки возможностей Притупова. Здесь многое зависит лично от губернатора и возможности окружения влиять на настроение первого лица.
Например, депутаты определили приоритеты прежде всего в социальной сфере, но реально знакомишься с бюджетом и обнаруживаешь, что там прослеживаются иногда не обозначенные приоритеты. Так, например, в последние годы, вероятно под давлением оппозиционного медиа-холдинга Анатолия Банных, губернатор делает приоритетом такое направление, которое можно обозначить как пропаганда. Губернатор создал и финансово поддерживает такую структуру как издательский дом "Регион", которая занимается обычными технологиями пропаганды "великих дел" администрации края за 187 миллионов рублей на три года. Пропаганда позиции власти, для того чтобы привлечь всех граждан к реализации краевых программ – это благая цель. Однако реально это превращается либо в "сладкие песни" с обещаниями светлого будущего, либо в примитивную "заказуху" против того или иного деятеля либо политической силы. Я считаю, что тратить миллионы бюджетных рублей на подобную пропаганду, которая иногда просто используется для оплаты заказа отдельных чиновников – это нонсенс. Но это не означает, что нужно "валить" принятие бюджета в целом, достаточно депутатам просто потребовать корректировки 381 постановления администрации края и вернуть себе полномочия по утверждению краевых программ.
КПРФ голосовала "против" по чисто политическим соображениям – они "против этого режима". Это их право, но я хотел бы еще раз обратить внимание, что чем чаще они говорят только "против", тем дальше их умело политтехнологи власти выталкивают в маргинальную зону. "Справедливая Россия" в Алтайском крае явно реализует политическую установку центра – разыгрывает роль оппозиции, но с другой стороны депутаты фракции учитывают и свои, как правило, коммерческие интересы. Поэтому их поведение тоже можно объяснить. Реальными политиками оказалась фракция ЛДПР, которая при первом чтении проголосовала против, а при втором за, добившись некоторых уступок со стороны власти.
Пафосное выступление лидера краевой "Единой России" Бориса Трофимова в поддержку предложенного проекта бюджета носило явно бравурный характер, вероятно, чтобы порадовать слух неожиданно появившегося на сессии губернатора.
Самая жесткая критика краевого бюджета прозвучала на сессии, как ни странно из уст депутата Госдумы единоросса Николая Рыжака, который вскользь отметил, что краевые депутаты согласились на очень небольшой дефицит бюджета, тем самым создав для исполнительной власти "легкую жизнь".
Не надо слишком ломать копья по поводу принятия бюджета, поскольку он с момента начала экономического кризиса фактически исполняется в "ручном режиме", а здесь просто вопрос сводится к профессионализму вице-губернатора Притупова. Пока не обнаружил ни одного факта сомневаться в нем, хотя прекрасно понимаю, что не все зависит и от него. Кроме того, краевой бюджет это только часть более широкого понятия – "казна края", а здесь уже ответственность несут и другие краевые структуры – особенно управление по имущественным отношениям. Именно они решают вопросы эффективности использования имущества и эффективности земельных отношений, где много упущений. Достаточно вспомнить только проведенную кадастровую оценку земли с множеством ошибок.
По поводу действия других краевых ведомств можно бросить массу упреков в неэффективном использовании бюджетных средств. Так, многие годы остаются не услышанными предложения проводить аудит расходованию бюджетных средств и сделать более эффективной систему государственных закупок. Много вреда наносит стремление главного управления экономики содержательный публичный научный анализ реальной экономической ситуации подменить пиар-проектами.
Поддержав конкретный текст бюджета, я не соглашаюсь тем самым с любыми действиями краевой власти.