декабрь 9, 2010
Еженедельник "Свободный курс" и сайт www.altapress.ru реализуют совместный проект, благодаря которому любой читатель может задать вопросы о сфере торговли и получить на них квалифицированные ответы представителей компаний, производителей и контролирующих органов. Ваш любимый товар исчез с прилавка? Или резко подорожал? На полках появились новые продукты. Мы подготовим ответы на ваши вопросы и опубликуем их в "Свободном курсе" и на www.altapress.ru.
Надежда Николаева: – Почему в алтайских магазинах такие деликатесы, как буженина, мясной орех и т. д., на вкус как резина и очень сильно пересолены? В советские времена эти продукты были совсем другими.
Приятные воспоминания о продуктах, производимых в советское время, объясняются тем, что тогда существовал единый стандарт производства – ГОСТ. Сегодня законодательство позволяет предприятиям разрабатывать собственные технические условия, подтверждать безопасность произведенного по ним продукта и работать в соответствии с этими техническими условиями. В данном случае в продукте используются различные добавки, концентрация которых порой может быть превышена. В рамках Мясного союза России обсуждалась возможность возврата к ГОСТу, но пока вопрос остается на уровне дискуссий.
Насколько мне известно, в производстве мясных деликатесов используют соевый белок, который связывает воду и мясной сок лучше, чем мясной белок. Это позволяет существенно увеличить выход продукта. Соевый белок разводят с водой и солью, около восьми часов на "массажерах" вбивают в кусок мяса эту суспензию, причем зачастую она добавляется с избытком, так как сложно рассчитать количество поглощаемой жидкости. В итоге продукт может быть пересолен.
Вкус мясного деликатеса определяется многими факторами: сырьем, качеством технологической обработки, качеством оборудования, санитарно-гигиенической средой, в которой производится продукт. Как правило, деликатесы, имеющие перечисленные вами вкусовые особенности, сделаны недобросовестными производителями из перемороженного блочного импортного мяса. В такое мясо добавляют в большом количестве влагоудерживающие компоненты и соль в качестве консерванта, чтобы увеличить сроки реализации.
Олег Логинов: – Что делать, если в магазине обуви предлагают подписать договор купли-продажи, где сказано, что у вас нет претензий к качеству и вы не имеете права вернуть товар?
Письменного договора купли-продажи не предусмотрено. В случае с обувью и текстильными изделиями покупателю при передаче товара может выдаваться инструкция о порядке ухода за ними. Там может быть указано, что покупатель внимательно осмотрел изделие, внешних признаков дефекта не обнаружил и претензий не имеет. Покупатель имеет право в гарантийный срок, установленный изготовителем или продавцом (а если такого не установлено, то в течение двух лет), предъявить претензию магазину. Он может вернуть деньги, либо попросить безвозмездно устранить недостаток, либо заменить товар. Если возникает спор, то экспертиза проводится продавцом. Ее результаты покупатель может оспорить в суде.
Покупатель при любых обстоятельствах имеет право вернуть товар. Вопрос только в том, чтобы для данного требования были основания. Условия договора, ущемляющие права потребителей, являются недействительными в момент подписания. Оптимальный для покупателя вариант в данном случае – просто уйти из магазина.
Елизавета Абрамкина: - Кто несет ответственность за личные вещи покупателей, оставленные в камере хранения магазина, если они вдруг пропали?
Ответственность несет тот, кто принял вещи на хранение, независимо от того, платно это делается или бесплатно, а также несмотря на все объявления, которые часто вывешивают в магазинах. Правда, зачастую сложно доказать, какие вещи находились у вас в сумке и их ценность. В случае пропажи покупатель должен написать заявление в администрацию магазина и сразу же обратиться в милицию.
Ирина Панина: – Когда в России исчезнут с прилавков продукты с ГМО?
Законодательная база не способствует постоянному мониторингу наличия ГМ-сырья в продуктах, поэтому предполагаю, что объем этих продуктов будет только возрастать.
В Алтайском крае ведется контроль за оборотом пищевой продукции, имеющей генетически модифицированные аналоги. В 2010 году Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю исследовано 295 проб продовольственного сырья и пищевых продуктов на наличие компонентов, полученных из ГМО, в том числе 19 проб импортируемой продукции. В исследованных пробах компоненты ГМО не обнаружены.
Генетически модифицированные организмы (ГМО) создаются в результате изменения генной структуры растений. Трансгены можно встретить в колбасных изделиях, мясных полуфабрикатах, соусах, паштетах, чипсах, детском питании, шоколаде, газированных напитках и других продуктах. В 2007 году вступил в силу федеральный закон (№ 234-ФЗ), который обязывает производителя информировать на упаковке о наличии в продукте компонентов, полученных с ГМО, если их содержание составляет более 0,9%.
Основываясь на опросе россиян, ВЦИОМ сделал несколько выводов о том, как они покупают лекарства.
1. Лекарствами пользуются более половины россиян (54%).
2. В основном потребители приобретают лекарства на собственные средства (88%), для большинства эти траты являются ощутимыми (77%).
3. Информацию о лекарствах потребители преимущественно получают от врачей (62%) и фармацевтов (37%), значительно реже – из рекламы (10%).
4. В целом пользователи лекарственных препаратов отдают предпочтение отечественным средствам: при лечении как легких недомоганий, так и серьезных заболеваний лекарства российского производства выберут 37% и 27% пользователей соответственно.