январь 26, 2011
Во вторник 25 января в Москве началось опознание тел погибших в теракте в Домодедово родственниками. На вечер вторника среди опознанных были два гражданина Великобритании, граждане Германии, Таджикистана, Болгарии, Украины, Узбекистана, Киргизии, россияне из Москвы, Брянска, Сергиева Посада, Жуковского, Раменского, Липицы. 29-летний драматург из Одессы Анна Яблонская прилетела в столицу на церемонию вручения премий журнала "Искусство кино"…
Схема взрыва в московском аэропорту Домодедово.
Смоляк Евгений
Тем временем по всей стране в аэропортах и на вокзалах предпринимаются усиленные меры безопасности. Вот как это происходит в Барнауле.
Барнаульский аэропорт имени Германа Титова работает в штатном режиме. Рейс из Домодедово в Барнаул 24 января прибыл по расписанию. И улетел также по расписанию. Но тем не менее в связи с произошедшим в столичном аэропорту терактом меры безопасности здесь также усилены.
– У нас достаточно персонала, который следит за безопасностью: представители УФСБ, МВД, собственная служба авиационной безопасности аэропорта, – говорит Виталий Архипенко, генеральный директор авиапредприятия "Алтай". – Лучшее доказательство, как ни парадоксально звучит, – это жалобы пассажиров, в том числе и VIP-класса. На что жалуются? Что изымаем на входе в аэровокзал различные предметы, не подлежащие проносу в салон самолета. К примеру, мед, бутылочки с молоком, прочие предметы. Основной поток жалоб – на удаленную от здания аэровокзала автомобильную парковку. Дело в том, что по правилам безопасности личные автомобили должны останавливаться не ближе чем на 50 метров.
– Теперь о самом аэровокзале, – продолжает г-н Архипенко. – Прежде чем зайти внутрь, любой человек – пассажир, сотрудник авиационной безопасности – проходит многоуровневый контроль. Это интраскоп, металлодетектор, газоанализатор, персонал. У нас также работает кинолог с собакой.
Есть стерильная зона в зале прилета, где находится специальный кордон. Но, как правило, встречающие ожидают прилетевших в зале аэровокзала, предварительно пройдя сквозь контроль. В зале прилета практически нет места для встречающей стороны. После того как пассажиры пройдут стерильную зону, они покидают зал. Думаю, что сотрудниками нашего аэропорта выполняются меры безопасности.
Западно-Сибирская железная дорога принимает дополнительные меры по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте. Об этом altapress.ru сообщила Дарья Ионова, специалист отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги – филиала "РЖД".
С работниками вокзальных комплексов, локомотивных и поездных бригад проводятся специальные инструктажи с целью повышения бдительности и отработки действий в случае внештатных ситуаций. Приняты дополнительные меры по усилению охраны и пропускного режима на наиболее важных объектах железнодорожного транспорта и объектах с массовым пребыванием людей. Усилен контроль над соблюдением мер безопасности на территориях станций, путях отстоя пассажирских составов и на маршрутах движения поездов.
Руководство вокзалов переведено на круглосуточный график работы. Персонал дежурной смены совершает обход вокзальных комплексов совместно с сотрудниками ЛУВД. Проверяются залы ожидания, площади коммерческой инфраструктуры, служебные помещения, а также неэксплуатируемые участки. Персонал вокзалов действует согласно плану мероприятий и в соответствии с инструкциями, разработанными для случаев чрезвычайных происшествий и ликвидации их последствий.
Алтайское линейное УВД на транспорте призывает граждан быть бдительными. Пребывая на объектах транспорта, не забывайте личные вещи, не передавайте и не принимайте от незнакомых людей багаж на хранение, обращайте особое внимание на вещи, не принадлежащие никому из окружающих и длительное время находящиеся в определенном месте (залах ожидания, у касс), подозрительные предметы и лиц, ведущих себя подозрительно.
В случае их обнаружения необходимо незамедлительно информировать об этом сотрудников транспортной милиции или находящихся поблизости работников транспорта.
Категорически запрещается самостоятельно устанавливать содержимое беспризорного багажа и пользоваться вблизи них сотовой и радиосвязью.
Руководство Алтайского линейного УВД на транспорте приняло ряд мер по обеспечению безопасности пассажиров и защиты объектов транспортного комплекса. Они введены до особого распоряжения МВД.
Источник ИТАР-ТАСС сообщил агентству возможную картину происшедшего теракта: двое или трое неизвестных обошли пункт охраны в аэропорте. "В отличие от входа в зал вылета, где работали металлоискатели и постоянно дежурят сотрудники службы безопасности, установленную на входе в зону прилета арку металлоискателя можно было обойти, и рядом просто не было охранников, которые этому могли бы воспрепятствовать", – сообщил эксперт. Далее, по разным версиям, один или двое из проникших в зал человек направились к большой группе людей, ожидавших выхода пассажиров из самой оживленной "зеленой зоны" таможенного контроля рядом с цветочным ларьком и киоском сотовой связи, где и произошел взрыв.
"Основная версия следствия не изменилась: в Домодедово взорвался один террорист-смертник, мужчина в возрасте от 30 до 40 лет, плотного телосложения, скорее всего европейской внешности", – сообщил ИТАР-ТАСС представитель следствия. "Фрагменты тела были сильно деформированы, однако идентификация при помощи специальных экспертиз возможна", – уточнил он.
После теракта в столичном метро в марте прошлого года Дмитрий Медведев подписал указ о создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. Правительству было поручено утвердить эту программу в четырехмесячный срок. В соответствии с документом до 31 марта 2011 года должно было быть завершено "оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства".
Программа была утверждена правительственным актом. Она включает в себя несколько этапов: оснащение наиболее необходимых объектов оборудованием, зданий аэропортов – детекторами, аппаратурой для контроля багажа. Это должно быть реализовано в марте, а вся система должна была заработать в 2014 году. Но сейчас мы, к сожалению, видим, что время и обстоятельства требуют от нас максимально быстрого внедрения этой системы. Нужно пересматривать закон о транспортной безопасности. Я хотел бы обратить внимание и силовых структур, и ведомств, что если бы выполнялись все те требования и возможности, которые есть в законе на сегодня, то ущерба могло бы быть меньше. Я сам был пассажиром аэропорта Домодедово 2 января, но ни рамки металлоискателей, ни аппаратура фактически не работали. Проводился выборочный досмотр тех или иных пассажиров, основная масса проходила без всякого досмотра. Мы устанавливаем камеры, и они потом позволят, как сейчас, вести расследование, кто когда зашел. Но главное – организовать превентивную работу.
То, что произошло, показывает, что явно были нарушения в обеспечении безопасности... Такое количество взрывчатки пронести или провезти – это нужно постараться, и за это должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает решения, менеджмент аэропорта. Я дал поручение генеральному прокурору разобраться с тем, как законы действуют в Домодедово (в эфире телеканала "Россия 24").
Теракт в Домодедово предвидеть было сложно, вроде бы все успокоилось. Но, видимо, нам вообще нельзя успокаиваться. Это надолго. Одних боевиков ликвидируют, десятками подрастают новые. Это будет длиться очень долгое время. Никто не может поручиться, когда это все закончится.
Это полный провал антитеррористической работы в нашей стране, личную ответственность за который несет Путин. Он пришел к власти под лозунгом "мочить в сортире", он уже 11 лет у власти, а количество терактов не уменьшается. Если в 2000 году у нас было 130 терактов за год, то в 2009-м более 750, то есть выросло более чем в шесть раз. Мы настолько привыкли, что уже не реагируем на теракты на Кавказе, где они происходят по два раза в день, а реагируем только тогда, когда взрывают метро или аэропорт… Необходимы очень серьезные кадровые и структурные реформы в спецслужбах. Сейчас они заточены только на поддержание действующей власти.
Кого-то новогоднее бешеное столпотворение в двух крупнейших аэропортах Москвы навело на мысль о теракте. Черт! Событийный ряд на глазах сгущается, тревожащие или просто ужасные происшествия идут сплошной чередой. Кущевка, Манежная, теперь теракт... Похоже, сама идея путинской "стабильности" накрывается медным тазом. Россия сегодняшняя все больше напоминает Россию в 1999 году.
И, похоже, как и тогда, такое нагнетание в первую очередь выгодно опять-таки Путину.
Вы и впрямь думаете, что кремлевские политтехнологи такие дебилы, что не понимают, что сегодняшние теракты сегодня работают только против Путина? Россияне – не такие идиоты и прекрасно понимают, что и сегодня ситуацией рулит Путин. И он несет главную моральную ответственность за то, что ФСБ-шники больше озабочены воспитанием т. н. экстремистов от оппозиции, нежели отловом реальных террористов.
Разыгранная в 1999–2000 году карта со взрывом домов и последующим постановочным "усмирением Кавказа" уже не сработает. И надо быть напрочь оторванным от реальности, чтобы не понимать этого.
Во-первых, давайте зафиксируем: Домодедово – проходной двор. То есть я понимаю, конечно, что теперь там наверняка и муха без досмотра не пролетит, и в ближайшие месяцы все будет так же. Но до последнего времени на входе в аэропорт не было вообще никакого контроля. Вплоть до зоны вылета – территория свободы.
Поскольку летаю я часто, то в Домодедово бываю как минимум два раза в месяц. Так вот, там на входе имелись, конечно, милиционеры, рамки металлоискателей и оборудование для досмотра багажа. Но за последний год я один (один!) раз видел, как ленивые милиционеры заставили несчастного какого-то азиата положить на транспортер для досмотра безразмерные его баулы.
Во-вторых, нельзя забывать, что как минимум в двух республиках Северного Кавказа идет гражданская война, и теракты там – дело абсолютно будничное. А ведь это тоже Россия. Взрыв в Москве порождает больше медийных осколков, и обладают они куда большей проникающей силой, но на самом деле особой разницы тут нет.
В-третьих, конечно, выборы. Когда я (не я один, конечно) говорю: "кампания началась", надо понимать, что это значит только одно – взрыв в Домодедово, кем бы он ни был осуществлен и на кого бы его в итоге ни повесили (тут персоналии могут совпасть, а могут и не совпасть, всякое бывает), задал вектор кампании. Теперь она будет не (ну, не только и не столько) про повсеместное внедрение айфонов или там повышение культуры быта, как некоторые надеялись.
Среди пострадавших от теракта в аэропорту Домодедово, чье гражданство установлено, 12 граждан из Европы и стран СНГ, сообщили в МЧС России. Согласно обновленному списку пострадавших, размещенному на сайте ведомства во вторник, среди госпитализированных – по одному гражданину Великобритании, Германии, Италии, Словакии, Сербии и Франции. Кроме этого, в списке значатся трое представителей Таджикистана, двое граждан Молдавии, а также один гражданин из Узбекистана. На вечер вторника не было установлено гражданство 57 человек.