Куда податься алтайскому ремесленнику?

февраль 4, 2011

– Мне не по себе становится, когда я слышу о том, что на Алтае нет своего промысла. Ведь у нас все есть: кто-то работает с камнем, кто-то с глиной, кто-то с деревом. Просто все очень размыто и разрозненно. Как будто нет своего лица, – говорит Ирина Попова, заместитель директора Алтайского краеведческого музея.

За работой...
Анна Зайкова

Посмотреть фотогалерею на сайте.

…Говорят, , работающая сегодня , – настоящее явление для Барнаула. Здесь впервые объединились современные мастера и хранители традиций: более 500 экспонатов, 15 направлений и 40 авторов. Организаторы отыскивали их по всему краю, выезжая в другие города и села. Для чего мастера решили собраться вместе? И нужно ли нам сегодня их ремесло?

Бессистемно

Можно сказать, что на Алтае никогда и не было своего собственного промысла. Жители аграрного края направляли свои силы на земледелие, считая прикладные ремесла чем-то едва ли не постыдным. Исследователи считают, что именно этот исторический нюанс повлек за собой современные последствия: сегодня Алтайский край один из немногих регионов России, в которых художественные промыслы не поддерживаются какой-либо официальной программой и вообще как будто не выделяются в отдельное направление искусства. Художники терпят немалые трудности.

Сергей Бергер,
руководитель Союза ремесленников Алтайского края:

У нас нет атмосферы для развития народных промыслов, сохранения традиций и образования. Да, проходят выставки в Белокурихе, Новосибирске, но я там не видел очень многих мастеров и коллективов. Они просто не добираются, возможностей нет.

Со всех трибун говорится о сохранении и укреплении народных традиций, о развитии малого предпринимательства, а мы скоро доживем до того, что Колыванский камнерезный завод перестанет быть самостоятельной структурой. За год там сменилось три директора, многих музейных ценностей не осталось, а приходящие работать люди многих важных вещей не понимают.

Сергей Бергер,
руководитель Союза ремесленников Алтайского края:

Существующие сегодня объединения выполняют скорее формальные функции, нежели реально помогают мастерам. Все бессистемно. И власть, судя по всему, не понимает, какую пользу мы можем принести. Но мы ведь делаем хороший пиар краю. Значит, нам нужна поддержка в проведении выставок, ярмарок. Нам нужно открывать новые имена.

Как ломался хребет

Александр Родионов,
писатель, автор книг "Чистодеревщики", "Колывань камнерезная":

Можно говорить о том, что сегодня многое немодно. Но все это относительно. Почему-то же стало модно собирать старые прялки и гребни. Почему-то я все чаще встречаю живописные коллекции керамики. Люди не скупятся на такие приобретения. Правда, найти тех, кто мастерит что-то искусное, сегодня сложно. В советские годы в Турочаке жил народный мастер, прекрасный резчик, окончивший художественную школу, изготавливал разные фигурки, которые вскоре стали очень востребованы у туристов и не только. И вот однажды вместо покупателя к нему пришел фининспектор: "На каком основании ты это все продаешь?" И обложили мужика такими налогами, что он вынужден был продать свою избу, уехать в глухой леспромхоз и больше в Турочаке не показывался. Таких историй было много. Так ломался хребет алтайского декоративно-прикладного искусства…

Не третий сорт

Тамара Наговицына,
художник:

Когда 27 лет назад я приехала на Алтай и увидела так называемую алтайскую роспись, была изумлена: вместо самостоятельного направления я увидела "Золотую хохлому", переименованную вот таким образом, – говорит . – И тогда и теперь в глаза бросается следующая особенность региона: здесь благодаря художественному училищу очень развито станковое искусство, промыслы же представлены как нечто третьесортное. Может, поэтому в Барнауле даже залов нет, адаптированных для соответствующих экспозиций. И выражу не только свою точку зрения, если скажу, что образование наших ремесленников тоже оставляет желать лучшего. Пожалуй, единственное объединение, добившееся результатов, – "Турина гора" – они молодцы. А как же остальные? Ведь есть множество других направлений, требующих развития. Но сегодня мастера сидят разрозненно, безвестно по своим подпольям. Мне, как человеку уже довольно известному, гораздо проще. Есть и заказы, и приглашения на выставки поступают. Но ведь и всем остальным нужна реклама, участие в ярмарках и экспозициях…

…Алтайские ремесленники сейчас предпринимают попытку объединиться: создать собственную ассоциацию, с помощью которой организовывать выставки, продавать изделия мастеров, комплектовать музейные фонды. Первым шагом в этом еще официально неутвержденном списке задач станет создание каталога ремесел.

Факт

Работы алтай­ских ремесленников можно посмотреть до 23 февраля в галерее "Кармин". Вход свободный. 3 и 10 февраля здесь пройдет платный мастер-класс росписи по дереву. 16 февраля – теоретический курс по батику.