За что автомобилисты невзлюбили ближний свет?

февраль 4, 2011

Недавнее нововведение ГИБДД неожиданно вызвало недовольство автомобилистов. Нет, поводом для возмущения стали не поправки, касающиеся пешеходов или выезда на трамвайные пути встречного направления, а вполне безобидное требование: ездить с включенным ближним светом фар в любое время суток. Некоторые автолюбители уверены: постоянный свет наносит ущерб машине и увеличивает стоимость ее эксплуатации. Насколько это так и есть ли альтернативы ближнему свету?

Безопасность или бензин?

С 20 ноября прошлого года, согласно поправкам в ПДД, все автомобилисты должны постоянно ездить с включенным ближним светом. Нововведение на первый взгляд может показаться незначительным и бессмысленным. Но сотрудники ГИБДД уверены в обратном: постоянный ближний свет поможет сократить аварийность и смертность на дорогах.

Виктор Кирьянов,
начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ:

Машина, которая едет с включенным ближним светом фар, заметнее для пешеходов и других водителей, – объяснял осенью  – Это позволит им лучше ориентироваться, например, в неблагоприятных погодных условиях – сильный туман, ливень. Уверен, что нововведение поможет сделать наши дороги безопаснее, и эта превентивная мера окажется действенной, благоприятно скажется на ситуации с аварийно­стью.

Идеей о пользе нового правила прониклись не все. Сразу после вступления поправок в силу автомобильные интернет-форумы всколыхнула волна критики в адрес нововведения.

В числе вредных последствий называют дополнительную нагрузку на аккумулятор, уменьшение ресурса ламп в фарах и даже повышение расхода топлива.

Роман Трубин,
директор автомобильного магазина InCar:

Постоянный ближний действительно приводит к более скорому изнашиванию ламп в фарах, увеличивается нагрузка на генератор. Есть и другие неудобства: с включением ближнего света начинает подсвечиваться панель приборов, слабнет индикация радиоприемника, из-за чего в светлое время суток на его экране практически ничего не видно.

Но главная претензия автолюбителей в том, что теперь гораздо выше риск обнаружить свою машину с разряженным аккумулятором, так как днем не каждый может заметить, что оставил незаведенный автомобиль с включенными фарами.

Экономичные огни

Есть ли альтернативы? Они предусмотрены в опубликованном в сентябре 2010 года техническом регламенте, который допускает установку и использование дневных ходовых огней.

Ходовые огни – это сверхмощные светодиоды, излучающие белый свет, который одинаково хорошо виден как при пасмурной, так и при солнечной погоде. Последнее делает автомобиль более заметным на дороге – собственно, то, ради чего и были введены новые правила.

Но главный плюс ходовых огней в том, что они на 80% снижают электропотребление. Вместо 110 Вт ближнего света (плюс 20 Вт габаритных огней) они потребляют всего 14 Вт. А срок службы таких светодиодов, как правило, приравнен к сроку эксплуатации автомобиля.

Пока подобной опцией оснащаются преимущественно новые автомобили премиальных марок вроде BMW или Audi. Но ходовые огни можно установить на свой автомобиль самостоятельно. Их стоимость в магазинах Барнаула варьируется в районе от 600 до 3,5 тыс. рублей.

Приспособления можно закрепить на бампер, радиаторную решетку или под фары. Чтобы огни включались и выключались автоматически, некоторые специалисты советуют соединить диоды с селектором автоматической коробки передач (с ручным вариантом коробки подключение можно делать к приводу спидометра). Тогда ходовые огни будут зажигаться при переводе рычага коробки в положение "D", то есть при начале движения автомобиля. Правда, непонятно, как в таком случае отключать огни в темное время суток: по правилам ночью световые огни должны автоматически отключаться, потому что эффект ослепления будет даже выше, чем от ксенона.

Бесплатная альтернатива

Однако не все специалисты согласны с масштабом урона, наносимого автомобилю постоянно включенным ближним светом.

Александр Михельсон,
главный редактор журнала "Авторынок" и ведущий программы "Авточас" :

Тема с ближним светом несколько раздута. Я не первый год езжу по городу с включенным ближним светом и на лампочках пока не разорился. Во всяком случае, за три года эксплуатации автомобиля ни разу не приходилось их менять. А если бы и пришлось, то стоят лампы недорого. А байки про повышенный расход бензина вообще не имеют отношения к реальности.

Тем не менее если вас по каким-либо причинам все же смущает ближний свет фар, а на ходовые огни тратиться не хочется, можно использовать обычные противотуманки.

На сайте алтайского ГИБДД в ответ на вопрос автовладельца о возможности использования противотуманок для езды по городу днем дан следующий ответ: "В соответствии с п. 19.4 Правил дорожного движения (с поправками, вступившими в силу 20 ноября 2010 года) противотуманные фары могут использоваться вместо ближнего света фар в соответствии с п. 19.5 ПДД, то есть движение в светлое время суток с включенными противотуманными фарами не будет являться нарушением".

Факт

С февраля 2011 года все новые автомобили, выпускаемые в Европе, должны оснащаться ходовыми огнями дневного света.

Цифра

100 рублей составляет штраф за езду без включенного ближнего света или ходовых огней.