Валерий Казаченко рассказал об интересах "МегаФона" на алтайском рынке

февраль 9, 2011

Руководителем Алтайского отделения Сибирского филиала "МегаФон" Валерий Казаченко работает менее года. Но под его началом в крае уже реализован крупный проект — построена самая большая в Сибири сеть мобильной связи 3,75G. Кроме того, в 2010 году доля рынка "МегаФона" по количеству абонентов увеличилась не менее чем на 6% (данные J`son & Partners Сonsulting). На этом алтайское отделение компании останавливаться не намерено. В интервью газете "Ваше дело" Валерий Казаченко рассказал, как "МегаФон" будет завоевывать второе место в крае по числу мобильных абонентов и к каким еще рынкам присматривается.

Валерий Казаченко, "Мегафон".
Анна Зайкова

— Валерий Анатольевич, в конце прошлого года вы сделали заявление о том, что "МегаФон" намерен занять второе место в Алтайском крае по количеству абонентов. Традиционно принято считать, что на региональном рынке сотовой связи лидерство сохраняет тот, кто приходит раньше. Как вы намерены преодолеть этот "исторический фактор"?

— У России есть одна особенность. Мы, как правило, постоянно догоняем развитые страны. И все этапы развития проходим быстрее. "МегаФон" пришел в край в 2006 году. Но на сегодняшний день мы уже сделали то, что "Билайн" за девять лет. Тому, кто догоняет, всегда проще — он знает, куда идти.

"Билайн" сейчас безусловный лидер в регионе. Основная доля рынка Сибири "Билайна" — это именно Алтайский край. Еще недавно на федеральном уровне все считали: "МегаФон" занимает третье место в России по количеству абонентов и выручке, и это нормально, так будет всегда. В прошлом году все изменилось: "ВымпелКом" прочно укоренился на третьем месте, уступив второе "МегаФону". По итогам 2011 года мы планируем стать вторыми в Алтайском крае по количеству абонентов. А кто будет первым и третьим, не столь важно.

— Когда вы говорите, что сделали столько же, сколько "ВымпелКом", вы имеете в виду построенную инфраструктуру?

— Да, сегодня мы можем говорить о "паритетном покрытии" края сетями сотовых операторов "большой тройки". Это значит, что количество населенных пунктов, где есть, например, "Билайн", но нет "МегаФона", и наоборот, примерно одинаковое. Сервисы, которые представляют операторы "большой тройки" в регионе, тоже почти ничем не отличаются. Да, действительно, "МегаФон" вышел на рынок последним, но тем не менее кое в чем мы уже даже обогнали "Билайн" — построили самую большую в крае сеть третьего поколения, которая распространяется на всю зону присутствия "МегаФона". Это то, чем нам стоит гордиться. И я надеюсь, что в 2011 году объем инвестиций в сеть региона сохранится на прежнем уровне.

Специфика Алтайского края в том, что население равномерно распределено по территории. Это позволяет предоставить беспроводной Интернет практически в каждый населенный пункт. Поэтому компания "МегаФон" рассматривает Алтайский край как один из самых перспективных регионов в Сибири в плане развития сети 3G.

"Симки" раздавать не будем

— Все-таки как вы намерены расширять абонентскую базу?

— Никакого мошенничества, точно могу сказать, не будет. (Смеется.) Я бы хотел, чтобы "МегаФон" воспринимался в Алтайском крае не как "дешевый оператор связи", а как оператор, предлагающий доступные тарифы. Когда мы заходили на рынок, нам нужно было как-то завоевывать свою долю рынка. Но при этом мы не роняли цены совсем, потому что это бессмысленно. Демпинг плохо сказывается на развитии. Ты сам обесцениваешь все, что сделал.

Я бы хотел, чтобы каждый человек, который приходит в "МегаФон", понимал, зачем он это делает. Мы не хотим, чтобы люди приходили просто потому, что не видят написанное мелким шрифтом. Нам нужны абоненты, которые делают осознанный выбор. Поэтому мы уделяем много внимания качеству услуг, удобству их использования, сервису.

— Все операторы уже давно говорят о том, что отказались от практики бесплатной раздачи sim-карт. Однако я видела, как "симки" одного из операторов "большой тройки" в декабре раздавали в электричке. О раздаче sim-карт "МегаФона" в АлтГТУ  мне рассказывали студенты. В этом году не планируете вернуться к такому методу привлечения клиентов?

— Для развития розничной сети "МегаФон" была создана дочерняя компания "МегаФон-Ритейл", поэтому sim-карты мы сами не продаем. На сегодняшний день фирменная розница "МегаФон" представлена во всех районах и городах Алтайского края: более 60 по краю и Республике Алтай. Мы постоянно работаем над повышением эффективности продаж и обслуживания, развиваем новые форматы фирменной розницы, активно сотрудничаем с местными дилерами — поощряем их только за распространение sim-карт за деньги.

На пороге рентабельности

— Известно, что в начале кризиса корпоративные клиенты стали оптимизировать свои расходы на связь, выбирали более дешевые тарифы. Сейчас наблюдается увеличение расходов на ваши услуги в бизнес-сегменте?

— Деньги считают все. Минута связи, как и мегабайт трафика, постоянно дешевеет. Поэтому какого-то резкого увеличения потребления "голоса" и увеличения отдачи от бизнеса нет. Рынок голосовой связи уже насытился. Присутствует только переход бизнес-клиентов из одной компании в другую.

— Насколько остро сегодня идет борьба за крупных клиентов?

— В Алтайском крае широко представлен средний и мелкий бизнес, крупный гораздо меньше. Очень крупный бизнес — это, можно сказать, "штучные клиенты", они все хорошо известны и интересны для сотовых операторов всегда. Ведь за одним клиентом стоит многотысячная армия абонентов. Если он уйдет, то абонентская база ощутимо сократится. Но во взаимоотношениях и с крупными клиентами всегда присутствует здравый смысл. Работать ниже рентабельности никто не заинтересован. И весь крупный бизнес сегодня обслуживается по тарифам, очень близким к порогу рентабельности.

— "МегаФон" в прошлом году приобрел крупного магистрального оператора проводной связи "Синтерру". Планируете ли вы в этом году выйти на рынок проводного Интернета в Алтайском крае?

— Будущее связи действительно за конвергентными услугами. Если говорить о "Синтерре", то эта компания хорошо представлена в Центральной России, от Москвы до Урала. Ее основной бизнес — это предоставление магистральных каналов для различных операторов связи. В Алтайском крае собственные мощности оптоволоконных линий "МегаФона" больше, чем у "Синтерры". Поэтому покупка этого оператора для Алтайского отделения "МегаФона" — это появление дополнительного направления бизнеса и только.

Мы будем двигаться в сторону предоставления конвергентных услуг связи. Более того, на корпоративном рынке мы уже давно работаем в этом направлении. У нас есть несколько клиентов, которым мы предоставляем проводной широкополосный доступ в Интернет.

— Тогда почему вы не позиционируете себя в маркетинговых мероприятиях как конвергентного оператора, как это делает, например, "ВымпелКом"?

— Мы предлагаем весь пакет услуг, но делать из этого широкую рекламную кампанию не считаем необходимым на данном этапе. Возможно, она будет в дальнейшем, если этого потребует обстановка. На сегодняшний день во взаимодействии сотовых операторов с любым бизнесом используется индивидуальный подход. Наши бизнес-партнеры не приходят подключаться в салон связи. С ними работает специальный менеджер, который, поверьте, обо всех наших услугах расскажет самым лучшим образом.

Развитие 3G приоритетно

 — Уже несколько месяцев ходят слухи о продаже компании Inteleca. "МегаФон" делал предложение о покупке руководству компании?

— Решение о приобретении компаний с таким объемом бизнеса, как у Inteleca, принимается на федеральном уровне. Насколько мне известно, никаких официальных предложений Inteleca от "МегаФона" не поступало. Однако я встречался с директором Inteleca, для того чтобы познакомиться с этой компанией, понять, что она собой представляет. Сегодня мы присматриваемся к рынку домашнего ШПД Алтайского края. Мы будем на него выходить. В этом году или в следующем — вопрос пока открыт. Есть бюджет компании на год, и сейчас рассматриваются все возможные варианты его освоения. Вообще, для нас сейчас интереснее развитие мобильного доступа в Интернет, прежде всего в городах второго уровня и в сельской местности.

— Жители алтайских сел нередко положительно отзываются о 3G. А городские абоненты часто критикуют за нестабильные или вовсе низкие скорости. Ожидания не вполне оправдались?

— Сегодня стандарт 3G еще далеко не освоен. Сеть, которую "МегаФон" запустил в крае в прошлом году, не имеет аналогов в Сибири. Поэтому говорить о том, что 3G уже выполнил свою миссию, нельзя. Совсем недавно появились модемы в стандарте 2G со скоростью до 32 Кбит/с. И казалось, что это нормально. Сейчас минимальная скорость 3G 64 Кбит/с, и она уже многим не нравится — медленно. Это ведь смотря с чем сравнивать. Если с проводным ШПД, то, конечно, медленно. Но в ближайшей обозримой перспективе проводной и мобильный Интернет не сравняются ни по скорости, ни по стоимости. Это абсолютно разные направления деятельности.

Для села мобильный Интернет — это возможность увидеть мир. Оптику туда не поведут, потому что это дорого. А скорости мобильного Интернета в селах лучше, чем в городе, потому что абонентов там меньше.

Специальный вопрос

— Алтайские абоненты обращались в "МегаФон" из-за больших счетов за связь в роуминге?

— Я не знаю о подобных обращениях. Если бы они были, до меня бы дошли обязательно. Вообще, по поводу таких случаев могу сказать, что порой сами абоненты слишком свободно относятся к связи во время пребывания в роуминге. Они привыкли пользоваться этими услугами по низкой цене и думают, что даже при некотором расточительстве стоимость вырастет максимум в четыре-пять раз. Они не просчитывают, сколько это действительно может стоить. Связь в роуминге дорогая, потому что трафик у зарубежных партнеров покупается за доллары и евро. И если у них, допустим, доллар в порядке вещей потратить на сотовую связь, то у нас по поводу тридцати рублей абонент уже задумается.

О чем еще рассказал собеседник

О будущем

— В будущем человек будет платить за то, что он потребляет, то есть за контент. А операторы связи будут получать плату от контент-провайдеров, которые распространяют свой информационный продукт с помощью инфраструктуры операторов. Модели бизнеса меняются очень быстро. И поэтому делать сейчас какие-то прогнозы о ценах и развитии рынка сложно. Это, по моему мнению, нормально в условиях существующей конкурентной среды, когда есть три сотовых оператора, которые имеют примерно равный потенциал. Неизвестно, кто из них и что придумает завтра. Еще два года назад никто не думал о том, что можно будет выходить с сотового телефона в Интернет. А сейчас это есть. Все уже привыкли к тому, что самые невероятные прогнозы сбываются намного быстрее, чем это можно было представить.

О видеозвонке

— Телефонов со встроенной фронтальной камерой, которые поддерживают видеозвонок, до сих пор продается мало, и у абонентов они нечасто встречаются. А для того, чтобы осуществить видеозвонок, нужно, чтобы у обоих собеседников был такой телефон. Тем не менее круг таких абонентов постоянно растет. Как только подходящие гаджеты станут доступны большинству, услуга тоже будет более популярной. А пока разговор о ее востребованности в большей мере носит философский характер.

О брэндированных гаджетах

— Мы не ставили перед собой цели добиться сногсшибательных продаж брэндированных телефонов и прочих гаджетов. Это сопутствующий бизнес. Данные товары необходимы для наполнения наших салонов обслуживания, чтобы человек при необходимости мог не только подключиться к "МегаФону", но и приобрести телефон. 

Справка

Валерий Анатольевич Казаченко родился 16 февраля 1972 года в Белорусской ССР. Окончил Новосибирское высшее общевойсковое командное училище. С 1989 по 2003 год проходил службу в Вооруженных силах России на офицерских должностях. Начиная с 2004 года принимал участие в строительстве сети Сибирского филиала "МегаФон" на территории Новосибирской, Кемеровской областей, Красноярского края в качестве инженера-строителя технического департамента. В 2005 году г-н Казаченко возглавил договорную службу финансового департамента Сибирского филиала "МегаФона". В июне 2010 года был назначен директором Алтайского регионального отделения "МегаФона".

Валерий Казаченко женат, воспитывает двоих детей. Его хобби — вождение автомобиля.