февраль 10, 2011
23-летний Михаил Горлов, поучившись в городе, пришел к выводу: "Жизнь в городе – не мое". И, став агрономом, вернулся в Косиху работать вместе с отцом-фермером.
У большинства же молодых людей из наших сел намерения другие: поступив в вуз, использовать высшее образование как "парашют" – приземлиться в городе. К таким выводам пришли специалисты Высшей школы экономики (Москва), завершившие опрос учеников из четырех российских регионов, включая Алтай.
Утечка мозгов...
Михаил Хозяйкин
67% учеников 9–11-х классов сельских школ в Алтайском крае намерены уехать в город и получить высшее образование. Еще 30% хотят получить среднее специальное, но большинство при этом тоже стремится в город.
Что сдерживает "миграционные намерения" учеников? Во-первых, наличие у родителей собственного бизнеса, во-вторых, невысокая успеваемость и пол ребенка: в деревне хотят остаться, в частности, юноши, которые плохо учатся в школе. И наоборот, не влияет на решение выпускника ни численность семьи, ни наличие у родителей властных ресурсов, ни даже обеспеченность жильем.
– На наших глазах происходят серьезные изменения миграционной модели, – комментирует итоги опроса Татьяна Абанкина, директор центра прикладных экономических исследований Высшей школы экономики. – Ориентация сельских школьников на переезд в города – не новость для нашей страны, хотя масштаб ее всегда недооценивался. Но теперь миграция меняет характер и направленность. Наблюдается тенденция, которую мы условно назвали "социальным парашютом". Уезжая из деревень, ученики намерены найти занятие не среди низкоквалифицированных кадров – они хотят поступить в вуз, получить хорошее образование и в дальнейшем найти хорошую работу, стать "белыми воротничками".
Конечно, все это – всего лишь намерения школьников. Однако мои собеседники подтверждают: сельские ребятишки эти намерения выполняют. Хотя, как полагает Любовь Захарьева, директор Солонешенской средней школы, возвращаться все же стали чаще.
– Сейчас сельский ученик заинтересован в образовании, – уверена Любовь Николаевна.
– В нашей школе учатся до 9-го класса, но я судьбу выпускников отслеживаю: многие учатся в вузах, – говорит Владимир Титов, директор школы села Старая Тараба (Кытмановский район).
Впрочем, в малых селах ситуация может быть и другой: поступить в вуз на бесплатный набор не все могут, а платить за обучение нечем.
– Желание поступить есть, возможностей нет, – говорит Юлия Попова, директор Хлеборобной средней школы (Быстроистокский район). – К нам ближе Бийск, и большинство стараются уехать туда. Если кто-то и выучится, возвращаться некуда – в селе работы мало.
С другой стороны, даже если есть работа – какие там зарплаты? В сельском хозяйстве – 65% от среднекраевого уровня, по данным крайстата. Без второй трудовой вахты в подсобном хозяйстве жить трудно…
Ряд экспертов, комментируя результаты исследования, утверждает: тенденция "обезвоживания" села только усилилась.
– Мозги оттуда утекают более интенсивно, чем раньше. С введением ЕГЭ и увеличением количества вузов и их филиалов эта тенденция приобретает катастрофический характер, – полагает Давид Константиновский (Институт социологии РАН).
При этом с тем, что введение ЕГЭ помогает сельским детям поступить в вуз, согласны и мои собеседники.
– Наши ученики показали прекрасные результаты по ЕГЭ, – говорит, в частности, Любовь Захарьева. – У нас в городе знакомств нет, а ЕГЭ дает им реальную возможность поступить.
Мои собеседники подтверждают и другой вывод московских авторов: о том, что в селе остаются дети тех, кто имеет собственное дело, а кроме них – молодые люди, не желающие или неспособные учиться дальше. Хотя, вообще-то, не только они.
– Сын фермера из соседнего села отучился в аграрном университете, вернулся и занял место отца, – рассказывает Владимир Титов. – Остаются и нанимаются простыми рабочими дети из тех семей, которые ничем в селе не занимаются. Возвращаются и те, кто получил среднее образование, – электрики, трактористы, шоферы. У нас восстанавливается крупное хозяйство, техника в хозяйстве новая – мальчишек это привлекает. Для девочек, правда, специальностей в селе маловато.
– К нам приехали два врача, учительница иностранного языка – наши бывшие школьники. Возвращаться стали чаще, чем в 1990-е годы, и мы стараемся настраивать школьников на то, чтобы, получив высшее образование, он вернулись на родную землю, – говорит Любовь Захарьева.
А Михаил Горлов, сам вернувшийся в родное село и работающий в хозяйстве отца, добавляет:
– Несколько моих одноклассников остались в селе, нашли работу, в том числе в бюджетной сфере. Но квалифицированных кадров в селе, на мой взгляд, становится меньше. Работать в сельском хозяйстве непросто, молодежь на своем месте работы подолгу не задерживается.
Многие считают: держится сельское хозяйство в основном на старых кадрах.
Мой старший сын остался в городе, планирует свое дело открыть. А младший, Михаил, стал агрономом, отслужил в армии и вернулся. Чтобы молодежь не уезжала из села, государство должно содействовать развитию здесь социальной инфраструктуры и главное – помогать с жильем. У меня в хозяйстве работают несколько молодых людей. Планирую хорошим работникам дать возможность посмотреть мир – съездить на отдых в Таиланд или еще куда-нибудь. Это тоже шаг к тому, чтобы молодежь в селе оставалась.
Поучившись в городе, я понял: вся эта городская суета не для меня. Но мне обидно, что мои сверстники, живущие здесь, не могут сходить в бассейн, в спортзал, – ничего этого, как правило, в селах нет. Здесь плохие дороги, нет кинотеатров, чаще всего нет домов культуры. Было бы хорошо, если б государство вкладывало средства в дороги, в социальную инфраструктуру.
Опрос проведен в четырех регионах: один в непосредственной близости от мегаполиса (Московская область, Коломенский район), второй – в регионе с выраженной этнокультурной спецификой (Якутия),
третий – с развитым аграрным сектором экономики (Алтайский край, Первомайский район), на последнем этапе к исследованию присоединилась Ульяновская область.
В каждом населенном пункте опрошены учащиеся 9–11-х классов и их родители, всего 2 166 человек, в Алтайском крае – 500.
Примечание: опрошены ученики 9–11-х классов, данные по Алтайскому краю.