февраль 24, 2011
Коммунальная арифметика – наука труднодоступная… Вот как такое может быть? Если считать по классическим правилам – так плата за отопление у некоторых барнаульцев* выросла на 50%: с 1 680 рублей в декабре до 2 500 – в январе. Но коммунальщики призывают: не верьте глазам своим. Рост – не более 15%.
А между тем такое вполне возможно. Эти и другие случаи роста платежей за жилищно-коммунальные услуги с 1 января растолковали читателям "СК" в администрации города.
Недвижимость.
Михаил Хаустов
Для начала напомним: с 1 января подорожал, так сказать, "килограмм" (единица) тепла и прочих услуг – цена гигакалории или кубометра. И в Барнауле тарифы увеличились не больше чем на 15%. У вас в квитанции больше?
Если речь идет о тепле, причина, скорее всего, в морозах: в январе мы просто купили больше тепла (к тому же подорожавшего), чем в декабре. А все потому, что на улице было холоднее на шесть-семь градусов, объясняет Денис Ращепкин, и. о. председателя городского комитета ЖКХ. Было холодно – вот поставщики тепла и подняли температуру воды в трубах, даже если вы этого не очень хотели.
"Нагреть" нас с вами могут и другим способом: декабрьские показатели общедомового счетчика сняли 25-го числа, а последние дни декабря рассчитали уже по новым тарифам 2011 года. Пара таких прискорбных случаев горадминистрации известна, управляющей компании поставили на вид: так делать нельзя.
Этот случай касается тех барнаульцев, которые получают услуги от "дорогих" коммунальных компаний (скажем, МУП "Энергетик" и др.). "Дорогие" – это те, у которых тарифы выше установленного в городе предела (см. "Справку").
Вообще-то, такие коммунальные компании были у нас и раньше. Только мы с вами этого не замечали: платили по предельной цене – не больше. А с 1 января схема оплаты изменилась.
Теперь платить надо по полному тарифу конкретного поставщика воды или тепла: поэтому-то в квитанции услуга и могла подорожать на 50%. Однако все, что переплатили, вам должны вернуть. И вот тогда с учетом возврата рост тарифов для вас на самом деле не превысит 15%.
Правда, чтобы получить возврат денег, надо подсуетиться: самому подать документы в комитет по социальной поддержке. Подадите в феврале – денежки вам начнут возвращать с февраля.
Известны случаи, когда управляющая компания неправильно раскидала на граждан показания общедомовых счетчиков. Такие счетчики фиксируют все утечки в подвале, воровство и пр.
– В 2010 году в одном из общежитий выяснилось, что неправильно распределили 332 тысячи рублей, это было технической ошибкой исполнителя услуги, – говорит Павел Есипенко, начальник отдела комитета экономического анализа.
Особенно остро в этом году встал вопрос об электричестве, идущем на общедомовые нужды (строчка "энергоснабжение"). Представьте: платеж по этой статье порой превышает 1 000 рублей! При этом коммунальщики объясняют: платите вы не только за три лампочки в подъезде, освещение чердаков и подвалов, но и за лифтовую энергию, электропитание домофона, усилителей телеантенн и потери в сетях. Специалисты добавляют: недоплачивают и жильцы со старыми счетчиками – якобы с годами наши личные электросчетчики начинают ошибаться, так сказать, в нашу пользу.
1. В доме есть общедомовой счетчик. Из его показаний вычтут все поквартирное потребление, разницу раскидают на все квартиры пропорционально показаниям личных счетчиков.
2. Общедомового счетчика нет. Раньше "Горэлектросеть" взимала платеж исходя из нормативов – это было дорого, но терпимо.
– Сегодня при отсутствии общедомового счетчика переходят на расчет по нагрузке, – говорит Павел Есипенко.
Рассчитывают такую нагрузку по каждому дому. Увы: суммы здесь могут быть весьма и весьма ощутимые. Попробуйте поставить счетчик на дом. Потери, конечно, от этого никуда не денутся, но хоть платить будете поменьше.
1. Потребуйте в письменной форме расчета начислений на вашу квартиру. Кому платите за услугу, тому и пишите.
2. Управляющая компания обязана дать ответ в течение двух рабочих дней, если обращение подано в электронном виде, или 20 дней, если обращение подано в бумажном виде (постановление правительства № 731 от 23 сентября 2010 года).
Коммунальная компания ("Горэлектросеть", "Кузбассэнерго", "Водоканал" и т. п.) обязана направить вам ответ не позднее 20 календарных дней со дня поступления запроса (постановление правительства № 1140 от 30 декабря 2009 года).
3. Если ответы вас не устроили, обратитесь в администрацию города, приложив к обращению всю вашу переписку. Телефоны для жителей Барнаула:
– комитет экономического анализа и ценового регулирования: по начислению платы за водоснабжение, водоотведение, вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание лифта – 63-40-92; платы за теплоснабжение, электроэнергию – 63-25-29;
– комитет жилищно-коммунального хозяйства: по начислению платы за текущее содержание жилья, капитальный ремонт, вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание лифта – 35-41-59, 63-62-69; по начислению платы за коммунальные услуги – 65-93-22;
– комитет по социальной поддержке населения: по предоставлению отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату коммунальных услуг – 29-10-65, 29-10-62.
Предельный размер платы за единицу коммунальной услуги:
– холодное водоснабжение – 12,90 руб. за кубометр;
– водоотведение – 10,18 руб. за кубометр;
– горячее водоснабжение – 82,76 руб. за кубометр;
– отопление – 1074,79 руб. за гигакалорию.
14 коммунальных организаций Барнаула оказывают услуги по тарифам выше предельных.
Важно: переплата, которая вернется вам на счет, будет считаться вашим доходом. Значит, если вы уже получаете жилищную субсидию (а она рассчитывается по совокупному доходу семьи), ее размер будет уменьшен.
Взимать плату за декабрь по тарифам на следующий год неправомерно, уверены в краевом управлении по госрегулированию цен и тарифов. Если вы заплатили 10 числа или позже, то обязаны уплатить пеню в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ, действующей на момент оплаты.
* Приведенный расчет касается жильцов двухкомнатных квартир, получающих тепло от муниципального предприятия "Энергетик".