март 2, 2011
Повышения тарифов на ОСАГО, похоже, не избежать – соответствующий законопроект уже рассматривается в Госдуме. Изменятся и коэффициенты, которые также влияют на стоимость страховки. Если все предложения страховых лоббистов будут приняты, то к концу года стоимость "автогражданки" подскочит примерно на 50%.
Автомобили. Начинающий водитель.
Михаил Хаустов
Тема повышения тарифов ОСАГО то и дело поднималась страховщиками последние лет пять, но, похоже, именно в этом году разговоры воплотятся в конкретные цифры. В конце 2010 года Минфин подготовил пакет поправок в закон об "автогражданке", где предлагается увеличить лимит выплат за вред жизни и здоровью пострадавших в ДТП со 160 тыс. до 500 тыс. рублей, а лимит по имуществу – со 120 тыс. до 200 тыс. рублей. По мнению разработчиков законопроекта, нынешние лимиты не покрывают всех расходов пострадавших на лечение.
Увеличение лимитов неизбежно приведет к повышению базового тарифа. Страховщики приводят и другие аргументы в пользу увеличения ценников: закон принимался в 2002 году, с тех пор базовый тариф (1 980 рублей) не индексировался, несмотря на накопившуюся за эти годы инфляцию (около 200%). Это якобы выходит боком для самих же автовладельцев: многие страховщики, прикрываясь убыточностью, перестают платить и отправляют клиентов в суд. И только по решению суда выплачивают страховое возмещение.
Российский автопарк за время действия закона существенно изменился – произошло его обновление, соответственно, увеличился средний размер выплат по „железу“, в связи с инфляцией выросли цены на запчасти и стоимость нормочаса на СТО.
Базовый тариф – только часть конечной стоимости страховки. К тарифу также применяются коэффициенты, которые предназначены для выравнивания убыточности по различным группам водителей, территориям и транспортным средствам. И, вероятно, коэффициенты тоже будут увеличены – во всяком случае недавно с таким предложением выступили сами автостраховщики.
По словам Павла Бунина, необходимость увеличения коэффициентов связана с тем, что ряд регионов оказались убыточными в ОСАГО. Для урегулирования этой проблемы РСА подготовил корректировки коэффициента страховых тарифов в зависимости от территории использования транспортного средства. Повышение коэффициента планируется в 169 из 299 городов, без изменений коэффициент останется в 124 городах, а шесть городов по результатам анализа актуариев РСА могут надеяться на снижение коэффициента к тарифу ОСАГО.
По мнению главы РСА, также планируется повышение коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством. В связи с тем, что действующие коэффициенты недооценивают риск для этих категорий водителей, РСА предлагает увеличение коэффициента с 1,7 до 1,8 для водителей моложе 22 лет и со стажем вождения менее трех лет.
Также РСА подготовил корректировку коэффициента страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства. На сегодняшний день статистика РСА позволяет сделать вывод, что установленный для периодов использования транспортных средств продолжительностью три, четыре и пять месяцев коэффициент оказался недостаточным и в связи с этим, по расчетам РСА, необходимо повысить коэффициент для трех месяцев с 0,4 до 0,5, для четырех месяцев – с 0,5 до 0,6 и для пяти месяцев – с 0,6 до 0,65.
Как это отразится на конечной стоимости полиса ОСАГО? Российский союз автостраховщиков считает, что предложенные Минфином увеличения лимитов выплат по ОСАГО потребуют увеличения базового тарифа на 58%, в то время как Минфин утверждает в своих расчетах, что тариф необходимо увеличить на 50%. Но с учетом увеличения коэффициентов для отдельных категорий водителей удорожание полиса может составить и более 70%.
Все очень ждали, что базовые коэффициенты по автосрахованию увеличатся уже в первом квартале текущего года. Но этого не произошло, и интрига сохраняется по сей день. Пока рассмотрение этого документа в Госдуме назначено только на ноябрь. И многие эксперты говорят, что в связи с предстоящими выборами в Госдуму этот вопрос будет отложен на какое-то время. Но закон надо принимать как можно быстрее: за пять лет запчасти подорожали, количество аварий росло, а текущего объема возмещения в 120 тыс. рублей недостаточно.
1980 рублей – размер базового тарифа по ОСАГО. Последнее удорожание ОСАГО произошло в 2009 году.