Политики высказали свое мнение по поводу роста налоговой нагрузки

март 9, 2011

"Ваше дело" открывает новую рубрику — "Политический дискуссионный клуб". В период предвыборных кампаний во всех цивилизованных странах принято проводить публичные политдебаты. И хотя парламентские кампании начнутся только осенью, подготовку к выборам партии ведут уже сейчас. Да и поводов для обсуждения хоть отбавляй.


Олег Богданов

Одной из самых горячих тем наступившего года стала отмена ЕСН, замена его страховыми взносами и увеличение налоговой нагрузки на фонд заработной платы с 26 до 34%, а для малого бизнеса, работавшего на "упрощенке", — с 14 до 34%. Решение о необходимости такого шага было принято премьер-министром Владимиром Путиным.Главная цель — увеличение размера пенсий. По данным правительства, увеличение налоговой нагрузки в 2011 году повысит поступления в фонды на 800 млрд. рублей.

Уже в ходе обсуждения инициативы высказывалось много сомнений, претензий и откровенных возмущений, причем со стороны не только бизнес-сообщества, но и депутатов, сенаторов и даже членов правительства. Они говорили, что на стадии выхода из кризиса повышать нагрузку нельзя. Однако с 1 января новый порядок вступил в силу. О том, к чему это приведет в бизнесе и в социальной сфере, рассуждают представители партий.

"12 тыс. предприятий имеют долги"

Переход от ЕСН к страховым выплатам снимает административные противоречия и укрепляет пенсионные и социальные права граждан. Так считает Борис Трофимов, руководитель отделения Пенсионного фонда России (ПФР) по Алтайскому краю (он же возглавляет региональное отделение "Единой России").

— Борис Александрович, зачем, по-вашему, нужно было менять ЕСН на три разные формы платежа?

— В 2001 году ПФР был определен страховщиком по отношению к страхователям и застрахованным лицам. В это же время основная функция страховщика по сбору взносов была передана налоговой инспекции. Сложилась парадоксальная ситуация: ПФР, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования де-юре считаются страховщиками, а значит, обязаны выплачивать компенсацию с наступлением страхового случая (болезни, рождения ребенка, достижения пенсионного возраста). Однако функции администратора ЕСН, куда входят отчисления в вышеназванные фонды, исполняла налоговая инспекция.

В итоге ПФР мог только взыскивать задолженность по страховым взносам, а контролировать основные поступления, которые и являются пенсионными правами граждан, возможности не было. Более того, отчетность по персонифицированному учету страхователи представляли в ПФР, а отчетность по страховым взносам — в налоговую инспекцию. Разделение этих двух потоков — информационного и финансового — приводило к несвоевременному и неполному формированию пенсионных прав граждан. Законодательство сняло эти противоречия: администратором страховых взносов стал страховщик.

Нужно отметить, что в 2003 году ставка ЕСН была снижена с 35,5 до 26%. Планировалось, что зарплаты выйдут из "тени". К сожалению этого не случилось, а снижение тарифной ставки привело к сокращению доходов ПФР. Самые неприятные последствия этого получили те граждане, чьи пенсионные права формировались в тот период.

Необходимость увеличения финансовой нагрузки связана с дефицитом фондов. Ежемесячно мы собираем страховые взносы на сумму около 1,8 млрд. рублей, в то же время мы каждый месяц выплачиваем на все виды пенсий и социальные пособия более 6 млрд. рублей. А это значит, что 4,2 млрд. рублей мы получаем из федерального центра. Сегодня в Алтайском крае более 160 тыс. страхователей, из них представителей малого и среднего бизнеса — более 32 тыс. В свою очередь из них 12 тыс. имеют долги по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. А это значит, что нарушены пенсионные права более 385 тыс. работников, занятых на этих предприятиях.

— Президент сказал, что "услышал" возмутившихся предпринимателей: часть предприятий увеличение нагрузки коснется меньше. Появились ли более подробные пояснения по этому поводу?

— Президент внес изменения в ФЗ-212. Последняя редакция ст. 58 от 28 декабря 2010 года говорит о том, что для организаций и индивидуальных предпринимателей по 41 виду экономической деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения, установлены пониженные тарифы. (Полный перечень видов опубликован на сайте www.pfrf.ru/ot_altaikr/ в рубрике "Работодателям региона. Тарифы страховых взносов".) При условии, что у этих плательщиков 70% дохода получено именно от этого вида деятельности, устанавливается тариф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 18%, на обязательное социальное страхование — 2,9%, на обязательное медицинское страхование — 5,1%. Итого 26%, тогда как общий тариф составляет 34%.

— В бизнес-сообществе опасаются, что теперь наряду с налоговыми органами проверки будут устраивать и фонды. Это обоснованно?

— Никаких дополнительных проверок, кроме установленных в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ, не предусмотрено. Проверка правильности начисления страховых взносов будет осуществляться органами Пенсионного фонда и Фонда социального страхования (только совместно) и проводиться на предприятиях, которые отобраны для проверки на основании определенных критериев. К числу последних относятся наличие поручений правоохранительных органов, ликвидация предприятия, непредставление плательщиками пояснений о выявленных несоответствиях в отчетных данных, непредставление отчетности и наличие задолженности. Будут также проверяться организации — участники схем минимизации зарплаты. Такие проверки будут проводиться не чаще одного раза в три года. Более того, если предприятие работает стабильно, открыто, то вероятность выхода к нему на проверку очень мала.

"Хотят додушить то, что смогло выжить"

Предприятия будут закладывать дополнительные расходы в стоимость производимой продукции. И без того растущая инфляция начнет еще больше набирать темпы. И тогда идея увеличения благосостояния пенсионеров за счет роста нагрузки на бизнес потеряет смысл. Так считает Александр Терентьев, лидер алтайских "справедливороссов". Он предлагает брать деньги у тех, кто может их дать.

— Александр Васильевич, вы считаете, что переход от ЕСН на страховые платежи и суммарное их увеличение ухудшит бизнес-климат в стране. Каковы основные аргументы в пользу вашей позиции?

— Действительно, я полагаю, что увеличение налогов на непосредственной работе предприятий скажется негативно. Первое — часть зарплаты уйдет "в тень". Работодатели начнут "химичить". Максимальный размер годовой заработной платы, подверженной налогообложению, — 415 тыс. рублей. Будут одному сотруднику начислять большую зарплату и ее перераспределять между всеми остальным. Станут экономить, ухищряться самыми разнообразными методами.

Что предлагаем мы? Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Власти могут сказать: это разные вещи — социальные налоги и подоходный. Так вы возьмите эти социальные выплаты у тех, кто их может платить!

Налоговое нововведение властей коснется в основном тех предприятий, прибыль которых балансирует на грани "минус-плюс". Эти компании, мне кажется, совсем пропадут. У меня такое ощущение, что хотят додушить то, что после кризиса сумело как-то выжить, вырваться. По-другому я не могу это назвать.

В большинстве европейских стран социальный налог делится на две части: там его платит и работодатель, и работник. У нас он весь на работодателе. И теперь на мизерные зарплаты накладывают такой пресс. Завтра предприятия начнут увольнять персонал, увеличивать стоимость изготавливаемой продукции. Инфляция пойдет вверх — и значит, цели, поставленной властями, добиться не удастся. Какой тогда толк будет от повышения пенсий?

Во всем объеме ВВП 70% занимают 3% предприятий — "жирных котов". Мы предлагаем: давайте увеличим им подоходный налог. И из этих отчислений будем дотировать социальные выплаты населению.

— Почему же было принято столь очевидно неприятное для бизнеса решение? Какова была аргументация, изложенная перед депутатами Госдумы?

— Они же как говорят? "Вы что, не хотите повысить пенсию гражданам нашей страны?! Мы принимаем социально ответственный бюджет. А вы против?" Мы говорили, что категорически против новой системы налогообложения. Она уничтожит малый и средний бизнес.

— Один из доводов бизнес-сообщества состоит в том, что теперь предприятия будут проверять не только налоговые органы, но еще и внебюджетные фонды, в которые будут производиться отчисления…

— Я думаю, до этого не дойдет, хотя опасения такие высказываются. У нас все-таки только один сборщик налогов.

— Однако вряд ли инвестиционная деятельность совсем замрет. Бизнес все равно будет стремиться к развитию. За счет каких ресурсов, на ваш взгляд?

— Центральный банк как регулятор должен принимать решение о снижении процентной ставки, сбрасывать средства на регионы. Невозможно ведь душить бизнес с двух сторон. 25% — ставки по кредитам и 34% — социальные налоговые выплаты. Надо же хоть где-то дать воздух.

— То есть если эти меры не будут приняты…

— …будет очень тяжело. И начнется вот та "химия", про которую я вам говорил.

— Можно ли вообще говорить об альтернативе: дать возможность развиваться бизнесу или пополнять социально ориентированный бюджет?

— Я считаю, такая формулировка неверна. Нужно вводить прогрессивную шкалу и отменять социальные налоги. Это мое мнение как человека, который когда-то тоже занимался бизнесом.

400 депутатов отменили ЕСН

17 июля 2009 года депутаты Госдумы одобрили принятие двух законов, предусматривающих отмену с 2010 года единого социального налога и замену его на взносы в страховые фонды, а с 2011 года — увеличение общей суммы выплат с 26 до 34% от фонда заработной платы сотрудника. Это законы: № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и  № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". За принятие первого закона проголосовали 409 депутатов, второго – 412 депутатов.

"Бизнесмены тоже не дураки"

Власти повышают пенсии, "выжимая" последнее из бизнеса, в угоду предвыборным интересам. А между тем "сырьевая нерыночная" экономика может просто не вынести такой нагрузки. Так считает Алексей Багаряков, депутат Госдумы от Алтайского края (фракция КПРФ).

— Алексей Владимирович, к каким социальным и экономическим последствиям приведет, на ваш взгляд, увеличение налоговой нагрузки на бизнес?

— Я бы начал с другого. Причина увеличения налоговой нагрузки на бизнес кроется в структуре нашей экономики, которая не позволяет генерировать прибыль и добавленную стоимость. Доходы бюджета увеличиваются только благодаря ценам на нефть. Да, сегодня они максимальные. Но в "двадцатке" мы находимся в самом рискованном положении: если цена на нефть упадет, мы пострадаем больше всех. Если она опустится ниже $ 60, то дефицит бюджета превысит 10% ВВП. Это слова Кудрина.

Приближаются выборы. Правительство, пытаясь понравиться избирателям, в частности пенсионерам, стремится повышать пенсии. В угоду политической конъюнктуре мы напрягаем нашу нерыночную сырьевую экономику до предела. Помимо увеличения пенсий, затеяны реформы в армии, в Министерстве внутренних дел. Это еще сотни миллиардов рублей, которых у нас реально в бюджете нет. И при любом кризисе на нефтяном рынке мы рискуем оказаться в громадной яме. Кудрин, понимая это, продвигает политику увеличения пенсионного возраста и фиксации издержек федерального бюджета.

Мы рискуем, продолжая повышать пенсии и рассчитывая на нефтяные деньги. И в правительстве решили подстраховаться — повысить налог для бизнеса. Конечно, бизнес недоволен. ОПОРа в лице Борисова жестко по этому поводу высказалась. И власти, поняв, что немного переборщили, дали заднюю скорость и освободили ряд бизнесов от повышенной нагрузки на переходный период. Но это только период, который закончится. Бизнес понимает неизбежность того, что проблемы будут решать за счет него.

Государство не может со­здать инфраструктуру рыночной экономики и пытается выжать последние деньги из реально действующего бизнеса, тем самым стимулируя его уход "в тень". Так что последствия очевидны. Бизнесмены же тоже не дураки. Они постараются сократить издержки любыми способами. Я думаю, что уже итоги полугодия покажут: бизнес выплатит меньше налогов.

Наша фракция считает возможным не повышать налоги ради увеличения размера пенсий и зарплат. Мы считаем, что нужно работать с нашим золото-валютным резервом. Есть примерно $ 500 млрд. Они размещены в разных импортных бумагах. Часть этих денег нужно оставить за рубежом, а четверть или половину вложить в инфраструктурные проекты: ЖКХ, дороги, мосты, электростанции.

— А после выборов, когда будет снята с повестки задача угодить избирателям, можно будет ожидать изменений в налоговой и социальной политике?

— После выборов произойдет следующее. До конца 2012 года однозначно будет увеличен пенсионный возраст, причем, возможно, не до 65, а до 70–75 лет. Только такое увеличение даст реальную экономию. И будет введен мораторий на повышение пенсий. Но налоговая нагрузка на бизнес вряд ли снизится. Ведь у нас же не только пенсии. Есть еще масса проектов, требующих финансирования: Олимпиада, саммит АТЭС, чемпионат мира по футболу. Предполагалось, что половину средств в них будут вкладывать инвесторы, половину — государство. Но мы видим, что участия инвесторов там сегодня — ноль, а бюджета — 100%. А это триллионы рублей, которые не окупятся никогда.

— За счет каких ресурсов, по-вашему, предприятия смогут развиваться? Замедлится ли процесс инвестирования?

— К сожалению, стимула инвестировать в себя у компаний нет. Льготы предприятиям, которые развивают инновационный бизнес, по пальцам можно пересчитать. Думать, что можно будет сделать налоговый рай в Сколково, что вся страна ломанется туда реализовывать инновационные проекты, — это полная... Во всем мире подобные проекты осуществляются на базе университетов, научных центров. И руководят ими не олигархи типа Вексельберга, а ученые — люди, которые понимают в науке, в инновациях, а не в том, как отпилить от госбюджета очередной миллиард.

"Это государственная алчность"

Елена Клюшникова, лидер фракции ЛДПР в краевом парламенте считает, что государство увеличивает прессинг на предпринимателей, при том что много средств на федеральном уровне тратится крайне неэффективно. Она прогнозирует, что процесс увода зарплат "в тень" станет массовым.

— Елена Викторовна, в бизнес-сообществе есть мнение, что решение о переходе от ЕСН к страховым выплатам и рост платежей перечеркнули все те усилия государства по облегчению жизни предпринимательства, которые им производились. Вы согласны с этим?

— Я полагаю, изменение системы налогообложения очень сильно ухудшит положение. По моему глубокому убеждению, никакие бодрые заявления, что страна вышла из кризиса, не соответствуют действительности. Я могу судить по рынку корпоративных клиентов "Интелеки". Люди отказываются от Интернета. Это началось осенью 2008 года. Тогда был очень заметный отток клиентов: они закрывали офисы, переезжали на выселки. Люди переходили на домашний Интернет. Сейчас эта тенденция идет на спад. Но все равно 10–15 клиентов ежемесячно разрывают договор. О причинах пишут: "закрыли точку", "закрыли отделение", "закрыли банкомат". Бизнес не успел получить передышку после кризиса. А на него взваливают новую нагрузку. При этом речь ведь не идет об увеличении только одного вида налога. Возросли имущественный, земельный, транспортный налоги. Я уж не говорю о тарифах. Это государственный прессинг. И хоть премьер-министр и президент заявляют о поддержке бизнеса, на деле мы видим обратную ситуацию. Никак, кроме как государственной алчностью, я назвать это не могу. Власти по-прежнему не видят иных источников пополнения бюджета, кроме как увеличить нагрузку на бизнес.

— А они, по-вашему, есть? Власти утверждают, что увеличение налоговой нагрузки позволит выполнить социальные обязательства.

— На федеральном уровне очень много бюджетных средств, на мой взгляд, тратится крайне неэффективно. Это касается и военных расходов, и дорожного строительства, и госкорпораций. У последних объемы финансовых нарушений, даже по данным открытых источников, огромны. Недавно я читала, например, о нарушениях на сумму 52 млрд. рублей. Но госкорпорации находятся под крылом премьер-министра и президента, они неприкасаемы. А ведь это совершенно безумные цифры расходов, уходящих в песок. Если отслеживать "Российскую газету", то можно увидеть, как много средств тратится не на социальные нужды. Кроме того, опять подорожала нефть, и власти сейчас опять начнут складывать все эти доходы в кубышку, раздувать госрезервы.

— Налоговая нагрузка на малый и средний бизнес, работавший на ЕНВД и "упрощенке", возрастает в 2,4 раза. Вы считаете, многие из этого сегмента уйдут "в тень"?

— Я думаю, этот процесс будет массовым. И даже надзирающие органы, вероятно, будут относиться к этому снисходительно. В селе на нарушения будут закрывать глаза. Трясти бизнес будут только межрайонные отделения налоговой инспекции. А люди, полагаю, начнут демонстративно сокращать рабочие места, чтобы обеспечить уровень для получения господдержки. Скажем, в сельском хозяйстве ее получают многие. Им хоть плачь, а требования соблюдай. А вот небольшие предприятия торговли, парикмахерские отродясь никакой поддержкой не пользовались, они все будут сидеть на "минималке". И всех, кого можно, будут "прятать". А они все придут за пособиями по безработице.

— На процессе формирования краевого бюджета изменения как-то скажутся?

— Мне трудно судить, увеличатся ли поступления в бюджет Алтайского края именно в связи с переходом от ЕСН к страховым выплатам. Мы без федеральной помощи все равно не обходимся, и скорее всего, она останется в прежних размерах. Возрастут бюджеты фондов.

— Фонды подотчетны АКЗС?

— ФОМС — да. Пенсионный — нет. Что касается соцстраха… Муниципальные соцорганы регулярно нам докладывают о ситуации. Правда, меня удивляет, что у нас всегда идет экономия средств: целевые деньги не "выбираются". Видимо, у нас настолько благополучная ситуация, что мы не можем положенные средства освоить.