март 10, 2011
– Российские регионы сейчас наперегонки закрепляют за собой сказочных, мифологических персонажей, – говорит скульптор по дереву Сергей Мозговой. – Ульяновская область застолбила Колобка, Великий Устюг – Деда Мороза. Так скоро всех позанимают! А ведь у нас в Тальменском районе, в Озерках, Александр Роу фильм про Кащея снимал. Подумайте только: самый известный режиссер-сказочник снимал здесь одну из самых известных сказок! Да на этой теме можно такое чудо сотворить!
– Представляете, появляется в Озерках сказочный городок, – мечтает Мозговой. – Можно воссоздать городище, которое строилось при съемках фильма, сделать историческую реконструкцию старой крепости, фестиваль парковой скульптуры организовать... При желании и грамотном коммерческом подходе можно многое осуществить. Детей уведем от этого опостылевшего Голливуда к нашим колоритным сказочным героям. Там целый пласт национальной атрибутики.
Свою идею скульптор уже озвучил чиновникам краевого управления по культуре.
– Мне сказали, мол, надо подумать, но сразу засомневались, надо ли делать брендом именно Кащея, ведь он отрицательный герой. Можно сместить, конечно, акценты в сторону богатыря, которого играл знаменитый Сергей Столяров. Просто Кащей, на мой взгляд, привлекательнее, фигура эта, сами понимаете, колоритная.
– У Алтайского края на Кащея больше прав, чем у других. Между прочим, Александр Роу в 1944-м сказал: "Очень все хорошо на Алтае получается, потому что Алтай терпел набеги кочевников, на самом деле страдал от Кащея Бессмертного". Кащей здесь важен как повод обратиться к русской истории, – говорит Игорь Коротков, директор Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. В музее, кстати, хранятся уникальные материалы о том, как в годы войны в Озерках Роу снимал свой шедевр. – Такой комплекс в Озерках можно сделать частью музейным, частью интерактивным. Это и архитектура древнеславянская, та, что утрачена, это и воспроизведение обычаев. Что касается персонажа – русскую историю, фольклор невозможно представить без Кащея. Злые и добрые персонажи дают миру гармонию. Да и, согласитесь, Баба Яга, Змей Горыныч и другие, кто изначально был отрицательным персонажем, теперь потихоньку переходят в разряд милых забавных существ. Может быть, мы и в Кащее найдем эти милые черты, помиримся через века, полюбим его и на этом примере будем изучать историю Руси.
Не знаю, как губернатор Алтайского края, а наш на такие инициативы реагирует очень быстро. С инициативой сделать Колобка брендом области выступил наш местный краевед Сергей Петров. Он обнаружил, что в словаре Даля есть родина Колебятки (колобка) – как раз Симбирская губерния. Губернатору идея понравилась.
Я являюсь начальником отдела культурной политики в правительстве, ко мне пришли представители общественных организаций, мы совместно с ними разработали небольшую концепцию. Тем более кое-что уже было, работал центр славянской культуры, который этих Колобков изготавливал как сувениры. Стали идею в Интернете развивать, ведь смайлик – это тот же Колобок. Айтишники подключились, авторские смайлики делают. Муниципалитеты стали предлагать резиденции Колобка у себя в усадьбах открывать, пошло много инициатив от жителей. Хотя сначала много и негатива было. Некоторые недовольные писали: "Вот, Колобок, только этого не хватало, у нас тут культурная столица СНГ". Тем не менее мы и для этой группы негодующих придумали истории и байки о Колобке и запустили их в Интернет.
Мы решили, что это тема должна быть в первую очередь детская. В школах открываем офисы Колобка, где дети занимаются фольклором. И это только начало.
У нас предприниматели сами включились в финансирование. Туристические компании сказали: "Вы нам дайте бренд, а мы сделаем эту резиденцию", сувенирную продукцию тоже сами делают. Мы только информационные проводники и координаторы.
Я бы посоветовала вашей инициативной группе для начала написать маленький интересный проект. Кащей, конечно, мрачноватый герой. Зато свои возможности. Можно делать фестивали отрицательных персонажей, здесь много зрелищного можно придумать.
Я двумя руками "за", готов вовсю поддерживать и участвовать. У нас место, где этот фильм снимали, Кащейкой зовут. Все покажем и расскажем. Можно уже по весне примериваться.
17 регионов России обзавелись сказочными символами. Великий Устюг считается родиной Деда Мороза, а Ярославская область — резиденцией Алеши Поповича, Емели, Щуки и Бабы Яги. В начале года губернатор Ульяновской области поручил создать рабочую группу по развитию бренда "родина симбирского Колобка".