Вадим Войченко: "Мужчины мало чем отличаются от женщин"

март 16, 2011

Чтобы развивать себя, не нужно ломать характер. Достаточно найти такое место в окружающем мире, где твой характер будет эффективным". Так считает бизнес-психолог Вадим Войченко. Среди его клиентов такие разнородные компании, как "Вимм-Билль-Данн", сеть магазинов одежды "Глория Джинс" и многие другие. На своих семинарах он учит распознавать характеры и управлять поведением людей.

11 марта Вадим Войченко выступил в Барнауле с тренингом "Визуальное распознавание характеров". В основе этого семинара, организованного "Сибирской консалтинговой группой", лежит методика "7 радикалов" Виктора Пономаренко, российского ученого, экс-сотрудника спецслужб РФ, ветерана боевых действий. Мировая психологическая практика разделяет качества человеческого характера на семь групп – семь радикалов. Каждому из них присущи определенные внешние признаки: телосложение, особенности коммуникации и другие. С помощью этой методики можно научиться эффективно организовывать работу людей в своей компании, а также вдохновлять их на подвиги. Накануне семинара газета "Ваше дело" предложила Вадиму поразмышлять над тезисами на тему характера, что он с удовольствием и сделал.

"У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности".

— Характер у человека один, а вот представление о его характере может быть трех видов: собственная оценка, оценка окружающих и оценка критической ситуацией. В зависимости от типа характера человека эти составляющие могут не совпадать, совпадать частично или полностью совпадать. Например, у людей с демонстративным складом характера все эти три оценки разные, у людей с тревожным складом все три оценки одинаковые, а у людей с эмотивным складом характера совпадают только две оценки (оценка своя и оценка критической ситуацией).

"Человек с возрастом не развивается, хоть тресни. Характер формируется годам к 25, и потом уже, как ни бейся, себя не переделаешь".

— Основой для формирования характера являются психофизиологические особенности, которые человек получает при рождении. В течение всей жизни на эту основу накладываются новые и новые поведенческие и коммуникативные навыки, развивая и обогащая характер человека. При этом костяк характера, его главные движущие мотивы поведения, проявляются в первые годы жизни и остаются неизменными. Из этого следует, что развивать себя нужно не путем ломки характера, а путем нахождения такого места в окружающем мире (социальная и профессиональная среда), где ты будешь эффективен с точки зрения характера.

"Истинный характер человека сказывается в мелочах, когда он перестает следить за собой".

— Чем более раскрепощен человек, тем легче определить его истинный характер. При этом нужно понимать, что реальный характер состоит из тысячи мелочей, которые проявляются в оформлении внешности человека и его интерьера, двигательной активности, особенностях поведения и общения. Все эти мелочи связаны между собой в различные группы, в основе каждой – разный характер. Следовательно, даже наблюдая отдельный признак этой группы, можно достроить группу признаков до целого, а значит, определить истинный характер человека. Например, повышенная аккуратность и чистоплотность — это качества однокоренные с властностью и агрессивностью.

"В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа".

— Национальный характер — это набор устойчивых поведенческих стереотипов, свойственных людям, проживающим в одном регионе. Это означает, что в чем-то поведение этих людей между собой схоже, но из этого вовсе не следует, что это поведение будет обязательно плохим.

"Деньги портят характер".

— Деньги обнажают характер человека. Например, есть характеры, обожающие деньги и готовые ради них на все. Про людей именно с такими характерами говорят, что их испортили деньги. Но на самом деле они уже были такими, просто деньги ярко обнажили эти качества.

"Если характер человека создается обстоятельствами, то надо сделать обстоятельства человечными".

— Основа характера, внутренние психические условия (темперамент), даются человеку при рождении. А затем, в течение всей жизни, человек усваивает только те поведенческие привычки, которые как ключ к замку подходят к его темпераменту. И здесь очень важную роль играет социальная среда, в которой воспитывается человек. Если среда асоциальная, то и усвоенные стереотипы поведения будут асоциальными, если же социальная среда человечная, то и характер будет более человечным.

"Нельзя сказать, что женщины не имеют характера. Просто у них каждый день другой характер".

— Сложилось мнение, что женщины по характеру более мягкие, изменчивые, капризные, а мужчины более жесткие, целеустремленные и властные. Ничего подобного! С точки зрения характера нет принципиальных различий между мужчинами и женщинами.

"Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять".

— Понятно, что бесплатно никто работать не будет. Это называется мотивация "морковка спереди" и "морковка сзади" (в психологии – достижительная и избегательная мотивация. – Прим. ВД). Одна из аксиом характерологии гласит: к каждому человеку можно найти подход с точки зрения внутренней мотивации. У каждого характера свой ведущий мотив поведения, и если этот мотив поощрять, производительность сотрудника кратно возрастет. Например, для "демонстративного сотрудника" значима публичная положительная оценка результатов его труда.

"По большей части сотрудники уходят от начальников, а не из компаний".

— Часто, если видимой причины для ухода сотрудника нет, значит, есть характерологическая причина. Очень важно при подборе персонала оценивать характер сотрудника не только для эффективного выполнения функциональных обязанностей, но и для эффективного взаимодействия с начальником.

"Скажи мне, какие настроения превалируют в умах молодых людей, и я скажу тебе о характере следующего поколения".

— Так как основа для формирования характера на 80% психофизиологическая и только на 20% зависит от социальной среды, то зависимость характеров будущих поколений от менталитета и ценностей сегодняшнего дня невелика.

Чем известен Вадим Войченко

Тренер-консультант, бизнес-психолог, специалист по организационному развитию. В настоящее время — руководитель консалтинговой компании "Н.Т.К.". Окончил Московский авиационный институт (факультет радиоэлектроники), Московскую академию предпринимательства при правительстве Москвы (факультет менеджмента), МГУ (факультет психологии). Более 10 лет Вадим Войченко управлял группой региональных торговых компаний. Сейчас проводит тренинги по темам: управление предприятием, организация управленческого учета, управление группой филиалов, организация информационной безопасности компании, диагностика профессиональных качеств.

Инна Черешнева, Дарья Дорогина