март 21, 2011
Кто о чем, а я продолжу об инвестициях. На прошлой неделе наткнулся на интересный документ на сайте Минэкономразвития России и решил обсудить его с вами. Название у этого циркуляра весьма многообещающее — "Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации". Нам для изучения весьма пригодится.
Максим Герасимюк
Олег Богданов
Поскольку далеко не все читатели доберутся до этой страницы в Интернете, возьму на себя смелость процитировать основные пункты документа. И предлагаю в дальнейшем открыть дискуссию минимум в двух направлениях: насколько целесообразно данное предложение и как его внедрить в Алтайском крае. Замечу, что эти рекомендации подготовлены в большей степени общественной организацией "Деловая Россия".
Первый раздел документа посвящен улучшению административной среды для прихода инвестиций. Регионам рекомендуется создать соответствующий совет по улучшению инвестиционного климата и работе с инвесторами. В него могут войти не столько чиновники, сколько представители бизнеса, экономисты и эксперты. Как мне представляется, предложение это весьма разумно. В крае есть самые различные советы при губернаторе вплоть до главного — экономического, который заседал на прошлой неделе. Не исключаю, что отдельные вопросы улучшения привлекательности региона эти структуры рассматривали. Однако я не помню каких-либо комплексных рекомендаций данных советов по улучшению инвестклимата.
Второй аргумент — в балансе мнений. Главное управление экономики и инвестиций твердо уверено в том, что лучше кого бы то ни было разбирается в данной теме. Такая точка зрения с опорой на самоуверенность имеет право на жизнь. Тем не менее неплохо знать и независимую экспертную оценку текущих инвестиционных показателей края.
Далее рекомендуется создать в регионе специальное Агентство по привлечению инвестиций. Главная функция — инвестиционное продвижение территории в России и за рубежом. Такая структура, по большому счету, в крае уже имеется.
Третья рекомендация — принятие инвестиционной декларации и публичного регламента по работе с инвесторами. Цель — прозрачность и сокращение сроков разрешительных и согласовательных процедур. Это было бы сильным ходом. Вспоминаю, как долго бились предприниматели для принятия четкого регламента, сокращающего сроки прохождения документов при оформлении земельных участков.
После этого — инфраструктура. Рекомендуется создать публичный перечень промышленных площадок для будущих инвесторов, а также индустриальные и технологические парки. По этому пункту я высказывался в своей прошлой колонке. Такой перечень назрел давно.
Также рекомендуется внедрять финансовые и налоговые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности. Практически все они укладываются в рамки действующего законодательства и в большинстве своем уже используются в крае (различное субсидирование, налоговые льготы, гарантии, только что создан региональный инвестфонд и т. д.).
Более важным мне показалось предложение разработчиков сделать прозрачными и благоприятными тарифные условия для прихода инвестиций. Для этого рекомендуется повысить прозрачность закупок и инвестиций естественных монополий в регионе путем осуществления открытых процедур, оптимизировать финансирование деятельности таких организаций, а также включить представителей инвесторов и общественных объединений предпринимателей в советы директоров региональных естественных монополий. Согласитесь, последнее предложение крайне интересно. Оно вряд ли понравится самим монополиям. Но что поделать, их тарифы нам тоже не нравятся.