март 31, 2011
Желание приобщить молодое поколение к искусственному разуму возникло у преподавателя гимназии № 42 Алексея Ушакова давно. Идею подхватила Елена Пузырная, преподаватель кафедры теоретических основ информатики АлтГПА. Елена Викторовна и стала главным координатором соревнований.
– Это наш первый опыт, – рассказывает Алексей Александрович. – Главное не победа, а то, что у нас есть люди, которые могут показать себя достойно.
В Барнауле прошла первая олимпиада по робототехнике.
Стас Хазиев
В соревнованиях приняли участие 18 команд, 12 из которых представляли гимназию № 42, а также педагогическая академия, педагогический лицей, педагогический колледж и одна команда из новоалтайской школы № 19. Участники были разбиты на три возрастные группы: 6–11 лет, 12–16 и от 17 и старше. Второклассники соревновались на равных с выпускниками.
Всего ребята участвовали в трёх состязаниях: "Кегель ринг", "Кегель ринг квадра" и "Кегель ринг квадра плюс". Конкурсы только казались несложными: робот должен вытолкнуть из круга восемь кеглей всего за две минуты, при этом выезжая за периметр максимум на пять секунд. Второй и третий конкурсы стали более усложнёнными вариантами первого. Например, роботам пришлось подумать и выбрать только те кегли, которые отмечены красным цветом.
На первый взгляд все роботы одинаковые: набор частей, проводов и кнопок. Но если присмотреться, легко заметить, что каждый из них как будто обладает своим собственным характером: один быстро объезжает препятствия и бесцеремонно выталкивает кегли за пределы круга, другой деликатно вывозит кегли, третий ездит по заданной линии, четвёртый безумно носится по кругу, сшибая кегли на своём пути.
Изюминкой олимпиады по робототехнике стал творческий конкурс, победителя в котором выбирали зрители. Здесь было на что посмотреть: один из роботов нарисовал солнышко, напевая при этом песенку, другой поздоровался, станцевал и попросил за это зелёный шарик, третий, похожий на собаку, переливался тремя цветами, а потом вилял "хвостом". В итоге приз зрительских симпатий получила команда педагогической академии и их робот-"черепаха", который сканировал нарисованную шахматную доску, а потом перерисовывал её на бумагу.
Несмотря на то что члены жюри шли юным робототехникам навстречу, победителями стали только три команды. По итогам конкурсов первое место получил педагогический колледж, второе заняла команда из педагогической академии, а заслуженное третье место заняли девятиклассники из гимназии № 42.
Ни организаторы, ни участники на достигнутом останавливаться не собираются. Следующие соревнования обещают сделать более масштабными, а задания усложнить.