Запад призывает увеличить поборы с автомобилистов, чтобы улучшить состояние российских дорог

апрель 4, 2011

Всемирный банк опубликовал доклад, посвященный состоянию дорожной отрасли в РФ. По подсчетам ВБ, две трети наших дорог непригодны для эксплуатации, - и чтобы переломить ситуацию, надо резко повысить поборы с автомобилистов.

Вода на улице Кутузова создала "транспортный коллапс". Барнаул, 11 февраля 2011 года.
Олег Богданов

Доклад Всемирного банка выявил целый ряд причин, по которым дороги в России уступают зарубежным. Главная из них – это недостаток средств, выделяемых из государственного бюджета.Если в 2000 году госрасходы на дорожное хозяйство составляли 2,8% от ВВП РФ, то в 2009 году – всего 1,5%.

При этом, для сравнения, последние 20 лет Китай ежегодно выделяет на дорожную отрасль 3,5% ВВП, что позволило значительно повысить качество и увеличить размеры дорожной сети и таким образом содействовать последовавшему экономическому буму в КНР. В нашей же стране дороги такие, что прогрессу они скорее препятствуют. Во Всемирном банке подсчитали, что из 50 тысяч километров автомобильных дорог федерального значения оценку "хорошо" или "удовлетворительно" можно поставить менее чем одной трети, а остальные заслуживают лишь "плохо". При этом дороги областного и муниципального подчинения, финансирование которых зачастую производится по остаточному принципу, в поле зрения экспертов ВБ не попали вообще.

При оценке затрат на строительство и ремонт дорог в России эксперты международной организации были чрезмерно удивлены текущей стоимостью капитального ремонта дорожного покрытия в стране.

"Официальный уровень затрат на работы по содержанию автомобильных дорог в России колеблется от 27 тысяч до 55 тысяч долларов в перерасчете на 1 километр дорог. Эти расценки представляются чрезвычайно высокими", – подчеркивает ВБ, добавляя, что в Финляндии, где климатические условия сходны с российскими, стоимость аналогичных работ составляет чуть больше 9 тысяч долл. Пытаясь найти причину данного несоответствия, эксперты банка предположили, что "факторами, обуславливающими высокий уровень расходов на содержание дорог, по всей вероятности, являются недостаточная конкуренция в дорожной индустрии, а также утечка средств и коррупция".

ВБ, кроме борьбы с коррупцией, советует российскому правительству активнее использовать содержимое кошельков автовладельцев. Эксперты недоумевают, почему в России настолько низкие ставки акцизов на автомобильное топливо, и предлагают их "продуманное повышение".

"Во всем мире налоги на горюче-смазочные материалы являются главным инструментом ценовой политики в транспортном секторе", – подчеркивается в докладе. В этой связи напомним, что с 1 января в России был введен акциз на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла в размере 1 руб./л, который привел к резкому скачку розничных цен на бензин в январе-феврале. В ситуацию был вынужден вмешаться премьер-министр РФ Владимир Путин, и только после его прямого указания крупнейшие операторы АЗС снизили цены. Между тем, в 2012 и 2013 акциз будет расти еще на 1 рубль за литр.

Рост цен на бензин – не единственный финансовый резерв, который можно использовать в дорожной отрасли. ВБ предлагает также повысить тарифы на выдачу государственных номерных знаков и регистрацию транспортных средств. По данным банка, в 2008 году, когда автопарк России составлял 38 млн единиц, сборы за эти два действия составили 53,1 млрд рублей, что, по мнению экспертов, чересчур мало. "Увеличение ставок регистрационных сборов может стать важным дополнительным источником финансирования дорожного хозяйства", – говорится в докладе.

И завершающим штрихом может стать строительство платных дорог, которых в России, по мнению банка, пока явно недостаточно. ВБ отмечает, что пока в составе всей федеральной дорожной сети России есть только один платный участок – 20-километровый объезд на трассе М-4 "Дон" в Липецкой области. "В отличие от стран с развитой экономикой и многих стран с развивающейся экономикой, где давно и успешно эксплуатируются системы платных автомобильных дорог и скоростных магистралей, которые приносят значительные доходы, в Российской Федерации практически нет платных автомобильных дорог, но есть большой потенциал для их развития", – .