май 29, 2011
Кроме научных изысканий за несколько веков существования Денисова пещера обросла мифами, былями и преданиями. У многих солонешенцев для гостей района всегда наготове пара-тройка легенд о "Дениске".
– Когда я была школьницей, нас водили в походы мимо Денисовой пещеры. Взрослые рассказывали: якобы когда-то у нас на Алтае жили народы, название которых старожилы уже и не помнят. И они хоронили умерших так: делали срубы, а в них клали покойников, приносили их в лес, ставили на пни и убегали. Люди приходили в чащу и видели такой "костяк", говорили, что там живет Баба Яга Костяная нога. Денисову пещеру называли жилищем Бабы Яги. Этим и пугали маленьких солонешенцев, – рассказывает Ольга Анохина, учитель Солонешенской общеобразовательной школы и неизменный участник археологических раскопок в Денисовой пещере. – Раньше в пещере было жутко много змей, я это хорошо помню. И старики-алтайцы говорили, что из Денисовой пещеры ползут гады, которые служат богу Эрлику. Хотите верьте, хотите – нет, но змеи доползали до дороги, которая проходит рядом с "Дениской", и дальше не уползали, возвращались назад. Много рассказывали, что пещера была пристанищем разбойников и дезертиров.
Одна из самых известных легенд Денисовой пещеры гласит, что когда-то в ней обитал монах-старообрядец Дионисий. Якобы в конце XVIII века она и получила свое название, когда стала прибежищем старообрядческого отшельника. Кержаки были завсегдатаями в обители Дионисия, они приходили к монаху из близлежащих деревень за благословением и советом.
Согласно легенде жителей Горного Алтая, Денисову пещеру называют Аю-Таш, что в переводе с алтайского означает "медвежий камень". По старинным преданиям, когда-то здесь жил Черный Шаман, который мог превращаться в медведя. Мифический злодей властвовал над всеми алтайскими кочевьями, принуждая их обитателей платить ему огромную дань. В случае неповиновения своей колдовской силой он собирал над пещерой грозовые тучи, лепил из них огромный валун и скатывал его с вершины горы на юрты и пастбища ослушников. Там, где пролегал путь этого камня, шли постоянные грозовые ливни, уничтожая посевы.
В один неурожайный год людям нечего было принести Черному Шаману, и тогда злодей наслал на земли алтайцев грозовые ливни. Отчаявшиеся люди обратились к верховному божеству Ульгеню, демиургу и покровителю Древнего Алтая, который вызвал на бой кама-шамана. Победив злодея, Ульгень оставил его медведем, лишив возможности переселения в человеческое тело. Шаманский камень покровитель алтайцев надежно спрятал в самых дальних галереях пещеры.
Легенда гласит, что археологи нарушили покой Черного Шамана. Когда в Денисовой пещере начинаются раскопки, солонешенцы ждут сезона дождей. Жители близлежащего алтайского села Черный Ануй иногда обвиняют археологов в непогоде. По их мнению, стоит только отколоть крохотный кусочек от шаманского камня – жди ливня дня на два. До сих пор коренные алтайцы отдают дань духу Черного Шамана. Они не входят в пещеру, не сломав нож.
Одна из самых драматичных легенд Денисовой пещеры, говорят, придумана кем-то из участников археологических раскопок. Однако преподаватель Алтайской государственной педагогической академии Сергей Мансков утверждает, что подтверждение событиям, о которых рассказывает легенда, можно найти в архивных документах.
То ли правда, а то ли быль о Белой Даме возникла во время Гражданской войны. Когда колчаковские отряды отступали к Монголии по дороге Бийск – Черный Ануй, в составе гражданской колонны шла семья белогвардейского генерала. В Топольном заболела то ли жена, то ли сын генерала, и семья была вынуждена остаться в селе. Здесь-то в белогвардейскую дочь красавицу Ксению безответно влюбился местный атаман Жихарев, обещавший расправиться c родными избранницы, если она не выйдет за него замуж. Семья была вынуждена бежать.
В районе впадения Шинка в Ануй Жихарев нагнал Ксению и убил всю ее семью, а девушку посадил под охраной в Денисову пещеру. Сами же преследователи устроили гульбище в центральном зале, назначив на следующий день свадьбу. Но утром охранник оказался мертвым, а девушка пропала.
Через некоторое время, когда банда Жихарева укрылась от красноармейцев в ущелье, красным помогла очень странная женщина в белом рубище с распущенными светлыми волосами. Незнакомка показала горную тропу к убежищу атамана. В бою спасся только главарь банды Жихарев. А весной его тело нашли в Денисовой пещере. Лицо мертвеца было искажено страхом: похоже, перед смертью он увидел что-то ужасное. С тех пор существует предание, что в пещере поселился дух Белой Дамы.