Почему мы сквернословим и нужно ли с этим бороться?

июнь 10, 2011

Что заставляет людей ругаться матом? Низкий уровень культуры, скудный словарный запас, молодежный протест? Или жизнь сейчас такая, что нормальными, нетабуированными словами ее не опишешь? Правда ли, что советские люди матюгались реже, чем современные россияне? Хорошо это, плохо или никак?

Ответы на все эти вопросы искали на "круглом столе" "За чистоту русского языка", организованном "Движением в защиту советской истории" и Барнаульским городским комитетом КПРФ, и в нашем очередном "Дискуссионном клубе".

Адам Олеарий,
немецкий ученый:

…у них употребительны многие постыдные, гнусные слова, которые я – если бы того не требовало историческое повествование – никогда не сообщил бы целомудренным ушам. У них нет ничего более обычного на языке, как: "б…дин сын, сукин сын, собака, е... твою мать, е…на мать" и тому подобные гнусные речи. (1647 г.)

Он неискореним

Александр Тимошенко,
журналист, корреспондент "Алтайской правды":

До 1917 года отношения граждан к власти, власти к гражданам строилось по принципу: в основе  всего совесть. Сначала все было по совести, если не получалось, то по традициям, а самая крайняя мера – это уже по закону. Это было возможно потому, что верховная власть в лице монарха была выше всего, в том числе выше любого закона, но не выше традиций и тем более не выше совести. И у этого достаточно примеров.

После революции большевики отменили и совесть,  и закон, и традиции. Вместо совести появилась коммунистическая идея, традиции заменили новыми, красными, а вместо закона стала революционная целесообразность.

Новая власть начала с разрушения всего того уклада, который строился тысячелетия.

Раньше человек нес ответственность перед своим родом, перед своей семьей, перед сословием. Таким образом, человек имел совесть в виде внутреннего стержня, а в виде внешней оболочки, каркаса, который удерживал от нехороших поступков, имел как раз род, семью, сословие…

В результате мы получили интересную вещь: современному государству, корни которого растут из 1917 года, наплевать на состояние общества, на моральный облик населения. И поэтому, в конце концов, государство  формирует биороботов, которые не понимают, что такое хорошо и плохо. Отсюда полная безнравственность, и сквернословие становится обыденной вещью. Сквернословие нужно рассматривать как нравственный индикатор состояния общества. Вот и все. Когда будет совесть, тогда не надо будет бороться со сквернословием. Но и сейчас, если человек себя уважает, он материться не будет ни в какой ситуации.

Сквернословие неискоренимо, бороться с ним бессмысленно еще и по той простой причине, что сегодня оно один из способов протеста молодежи. Может быть, люди делают это неосознанно, но в подсознании они понимают всю несправедливость того, что сейчас творится. И поэтому один из видов противостояния несправедливости – открытое, дерзкое сквернословие. С этим ничего не сделаешь.

Это просто слова

Анатолий Муронов,
доктор философских наук, профессор:

В "Новостях" было сообщение, что в Курске решили штрафовать за мат и подыскивать синонимы для замены одних слов другими. Что ж, давайте пойдем по этому пути, возьмем и запретим мат. То есть вот эти слова – они нехорошие, а если мы заменим их  латинскими синонимами, то тогда употреблять их будет вроде бы можно. Эта проблема причинно-следственных связей совершенно не исследуется, а это самое главное.

Против чего мы боремся? Против матерщины. А что такое матерщина? Это слово или то, что за ним стоит? С чем бороться-то?

Мат – это обыкновенные слова. Автомобилисты употребляют их, когда изучают машину, медики – когда изучают медицину, только у них все это называется как-нибудь по латыни. Разве мы хотим бороться со словами? Давайте выбросим эти слова, заменим другими, и что изменится? Ничего, только теперь мы будем посылать друг друга на фаллос.

Люди говорят слова, смысл которых не понимают, и это происходит довольно часто. Однажды сын мне сказал: подвинься, ни  х…я не видно. Пять лет ему было. Он не понимал, что означает это слово, он – ребенок. Так же, как дети, смысла слов не понимают многие взрослые. Вот это слово из трех букв никакого отношения к органу, на который посылают, не имеет.

Бороться надо не со словами, а с тем, чем они порождаются. Откуда они идут, где искать их корни, причину? Не со словами надо бороться, а с тем, что тебя вообще посылают.

Это не просто слова

Сергеюс Григорьевас,
НЛП-тренер Алтайского НЛП-Центра:

Бранные слова как метод борьбы с глупостью использовались нашим народом очень давно. Это было, я думаю, очень похоже на провокативную психотерапию, которую изобрел американский психотерапевт Фрэнк Фаррелли: противно слушать, но очень эффективно, и некоторых людей это излечивает.

Вот как это происходило: самый мудрый в деревне человек бранил, побивал словом кого-то, кто придерживался не совсем правильного образа мыслей. Чтобы скорректировать его модель мира, надо было разрушить старую и одновременно спуститься до уровня глупца.

Наши предки понимали психологическое воздействие брани на воздействие внутреннего мира человека. Мат, жаргон, тюрьмизмы формируют специфиче­скую картину мира, удерживая человека в определенной системе координат. Человек ограничивает свои модели мира и не осознает этого. Он даже оторван от своего глубинного "Я", которое всегда стремится к духовному свету, что ли.

Часто на практике мне попадаются примеры, когда человек прямо борется сам с собой: хочет сделать что-то хорошее и тут же вступает с собой во  внутренний диалог.  Эти матерные слова он использует для борьбы с собой, он бросается то в одну, то в другую сторону. По человеку это всегда видно, по крайней мере специалисту. Поэтому матерная брань и истинная, непоказная духовность несовместимы.

Надо ли бороться с матом?

Василий Сыроежкин,
поэт:

В современном обществе матерная культура не превалирует. Сейчас моднее говорить "пипец", чем еще как-то, моднее говорить "ахтунг" вместо "на фиг". Идея засилья мата искореняет сама себя, потому что есть такая фигня, которая называется "немодно". Сейчас материться немодно, поэтому я бы в литавры не стучал.

Александр Шпак,
студент:

Недавно, уступая бабушке место, я задел ее сумкой и таких слов услышал, каких мне не доводилось слышать в жизни, хотя она училась не в современной, а в советской школе. Мы материмся неумышленно, мы просто употребляем мат как обычные слова, как средство коммуникации. Это как рефлекс. И  как бороться с теми, кто ругается матом? Я вот этого не понимаю. Закидывать камнями?

Ирина Добшек,
пенсионерка:

Где-то в 45–47-м году приезжали к нам в деревню на уборку солдаты. И я помню такой случай: стояли два солдата, рядом с ними девушка, один из парней начал сквернословить. Он ушел, и девушка предложила второму солдату погулять, а он ей ответил: "Я с тобой не пойду. Ты стояла рядом, почему ты его не остановила, когда он выражался?!" Вот она, духовная культура! Но как только наступили 90-е, духовная культура была уничтожена.