июнь 10, 2011
Общественная палата Алтайского края и ИД "Алтапресс" в проекте "Жаловаться бесполезно?" продолжают дискуссию на тему: почему растет число жалоб граждан в органы власти?
Жаловаться бесполезно?
Михаил Хаустов
Все чаще убеждаюсь, что одно из самых популярных в народе государственных ведомств – суд. На днях узнал такую статистику: только в прошлом году в суды края было подано 33 тысячи 236 обращений. А лишь за пять месяцев этого года в судах зарегистрировано уже 14 тысяч 403 обращений. Такая вот арифметика.
В Общественной палате края я работаю непосредственно с жалобами и обращениями граждан. Так вот, практически в каждом случае первой инстанцией, куда чиновники отправляют обращающихся, является суд. Получается, что сам чиновник вообще не утруждает себя вопросами рассмотрения жалоб. Формально – да, он выдерживает все сроки (а это ни много, ни мало 30 дней!), после чего выдает "на гора" как правило, формальную отписку, не занимаясь сутью и никак не решив проблему гражданина.
И чего, собственно, от чиновника ждать, если он разбирается с жалобами на самого себя! Ведь зачастую из высокой инстанции спускается распоряжение разобраться по определенному факту именно тому чиновника, который и виноват в нарушении.
Кстати, в этом кроется один "высокий" показатель по обращениям граждан. Как ни странно, но при общем росте жалоб, число вторичных обращений сокращается. Увы, но это говорит не об эффективности работы чиновников, а нежелании людей обращаться в туже инстанцию, в которой им ничем не помогли.
Удивителен тот факт, что еще в 2006 году был принят Федеральный закон, который прямо запрещает "направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется" (статья 8, пункт 6 ФЗ №59 "О прядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Этот закон обладает еще одной весьма показательной статьей №15. "Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона: Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ". Так вот, на моей практике таких примеров нет! То есть, контролирующие органы за выполнением Федеральных законов есть, а примеров наказания нет!
И самое опасное в такой ситуации, что граждане начинают озлобляться, терять доверие к власти и не молчат при этом. Если мне не помог ответственный чиновник, я самостоятельно буду решать свои проблемы теми методами, которые доступны лично мне. В результате, напряжение в обществе растет с каждым днем.
В сухом остатке имеем, что жалобами и обращениями граждан все равно необходимо заниматься. Неформально, по сути, с реальными решениями. Кстати, еще одна "жалобная" тенденция состоит в том, что люди все чаще обращаются не по личным нуждам, а защищая интересы общества. Например, по состоянию дорог в районе или городе, несанкционированным свалкам и т.п. Медленно, но неотвратимо гражданское общество у нас в стране формируется.
А чтобы чиновники исправно выполняли свою работу, нужно, а главное, реально, той же прокуратуре края организовать соответствующие проверки. В этом я и вижу главную задачу открытой общественной дискуссии "Жаловаться бесполезно?", чтобы совместными усилиями наладить неформальную и эффективную работу с обращениями граждан.