июнь 15, 2011
Подготовка жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему отопительному сезону становится предметом не только ежедневной заботы чиновников, но и социально-политической стабильности. Особенно если сезон выпадает на выборы. Об этом шла речь 8 июня на совете администрации Алтайского края с участием полномочного представителя президента в СФО Виктора Толоконского. Совещание по подготовке региона к отопительному сезону выявило немало проблем с глубокими корнями в сфере ЖКХ.
Уголь.
Михаил Хаустов
Тема готовности объектов коммунального хозяйства к предстоящей зиме обсуждалась на совете администрации почти два с половиной часа. Она заслонила собой даже вопросы с исполнением бюджета края и реализацией основных инвестиционных проектов региона в текущем году. Плановое формирование запасов угля и огромные долги перед поставщиками топлива — эти системные проблемы оказались куда как важнее. И было понятно, почему: открывая заседание, губернатор Алтайского края Александр Карлинподчеркнул, что "это один из ключевых вопросов социально-политических кампаний, которые нам предстоят".
Основным докладчиком был Николай Целищев, начальник краевого управления по жилищно-коммунальному хозяйству. За четверть часа своего выступления он остановился на основных итогах прошедшего отопительного сезона и трудностях при подготовке к следующему. Особо г-н Целищев подчеркнул, что "впервые в 2010 году был сформирован краевой резервный запас угля, который составил 50 тыс. тонн, а всего на подготовку к отопительному сезону было направлено 1,4 млрд. рублей". В значительной степени это позволило пережить зиму без серьезных коммунальных забот, значительно снизилось число аварийных ситуаций.
На предстоящую зиму Алтайскому краю необходимо сформировать топливный запас в размере более 1,1 млн. тонн угля. На долю социальных объектов приходится 437 тыс. тонн, на жилой фонд — 525 тыс. тонн. Однако именно в формировании запасов и таится главная опасность. Дело в том, что текущая задолженность за уже полученные энергоресурсы превышает 450 млн. рублей, а крупнейшими неплательщиками являются население и муниципалитеты.
"Сколько угля осталось в резервном фонде?" — поинтересовался Виктор Толоконский у руководителя профильного управления. Выяснилось — 24 тыс. тонн. "То есть практически ничего, — подытожил полпред. — А вы хотите сформировать нормативный запас к середине сентября в объеме 220 тыс. тонн. Это в деньгах примерно 350 млн. рублей, еще 450 млн. — долги. Где будете брать 800 с лишним миллионов? Есть ли у вас четкое понимание финансовой обеспеченности?"
Убедительных ответов на заданные вопросы у Целищева не было. Пришлось брать слово Карлину. "К сожалению, все эти вопросы и проблемы тупо переводятся в кабинет губернатора. И мне приходится решать их с поставщиками, которые нас, по сути, товарно кредитуют", — недовольно сказал он.
У губернатора был весомый повод для раздражения. Ведь чуть раньше во время доклада выяснилось, что в настоящий момент всего шесть муниципалитетов края приняли комплексные программы развития ЖКХ. А они должны быть повсеместно к 1 сентября. Становилось очевидным, что эта работа находится на грани провала. "Муниципальные программы создаются параллельными путями и не увязаны с программой региональной. А отсутствие программ, Николай Иванович, означает, что мы опять в отопительный сезон получим импровизацию муниципалитетов в деле управления ЖКХ. И вы превратитесь в подразделение МЧС, которое будет бегать по краю и реагировать на всякого рода ситуации", — отчитывал Карлин.
Не менее острые проблемы сохраняются и в энергетическом комплексе. О его готовности к сибирским морозам докладывал Виктор Мещеряков, начальник краевого управления по промышленности и энергетике. Однако доклад получился весьма коротким, потому что губернатор сразу направил Мещерякова к главной заботе — состоянию Рубцовской ТЭЦ. "Станция стоит. С 1 июля там, может быть, начнется ревизия. Не определен ни ее собственник, ни законный владелец", — негодовал Карлин.
Если кратко описать суть проблемы, о которой говорил губернатор, то она в следующем. Рубцовская ТЭЦ принадлежала "РАТМ-Холдингу". Однако при продаже "АлтТрака" холдинг выделил ее в отдельное юридическое лицо и не стал выставлять на торги. 1 июля 2010 года имущество станции было передано по договору аренды на 11 месяцев МУП "Рубцовский тепловой комплекс". Благодаря этому отопительный сезон прошел в городе более-менее спокойно. Но еще в начале августа прошлого года Арбитражный суд Алтайского края признал ООО "Рубцовская ТЭЦ" банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Кредиторская задолженность предприятия составляла тогда 374 млн. рублей. По всей вероятности, конкурсное производство подошло к концу и перед администрацией края возник нелегкий вопрос: выкупать ТЭЦ за счет средств бюджета или искать инвестора.
Виктор Толоконский оценил ситуацию и внес предложения: "Я думаю, нельзя сегодня в региональном бюджете быстро мобилизовать 200 млн. рублей для решения этой задачи. Мы обратимся в Министерство регионального развития, чтобы ситуация по Рубцовской ТЭЦ была вынесена на рассмотрение общероссийского штаба по подготовке к зиме". Еще один возможный вариант — обращение в Минфин за дополнительной поддержкой. Разумеется, финансовой. Одними словами Рубцовск не согреешь.
Во время совета жесткой критике со стороны губернатора и полпреда подвергся начальник Государственной жилищной инспекции Алтайского края Юрий Скорняков. Ему досталось за то, что к 1 марта в инспекции не была открыта "горячая телефонная линия" для приема жалоб и обращений граждан. Хотя именно такую контрольную дату обозначал президент страны. Довод Скорнякова о том, что "горячая линия" была открыта в Управлении Алтайского края по ЖКХ, полпред и губернатор отвергли. "Есть обращения граждан, на которые должны реагировать в первую очередь вы, а не Целищев", — подчеркнул губернатор. Не исключено, что Скорняков из-за этого прокола может распрощаться со своей должностью.
На приобретение годового объема угля и мазута краю необходимо 1,7 млрд рублей.