июнь 15, 2011
Общественная палата Алтайского края и ИД "Алтапресс" в проекте "Жаловаться бесполезно?" продолжают дискуссию на тему: Почему растет число жалоб граждан в органы власти?
Александр Гончаренко на Школе публичной политики, Барнаул, 2 ноября 2008
Оксана Силантьева
Для того, чтобы общественный контроль реально действовал, нужно закреплять его законодательно, как в случае с нашей комиссией. По Федеральному закону № 76 от 2008 года "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" наша структура наделена правом проводить проверки. Причем, также в соответствии с законом учреждения, которые находятся под нашим наблюдением, обязаны предоставить всю документацию, в которой зафиксирована жалоба или обращение. А мы проверяем 17 учреждений ФСИН (18 тыс. заключенных), свыше 50 ИВС (40 тыс. подозреваемых и арестованных за административные нарушения) и 84 дежурные части отделов полиции.
Могу утверждать, что нарушений в местах лишения свободы гораздо больше, чем "на воле". Но, по моему мнению, рост числа жалоб в нашу комиссию напрямую не связан с ростом числа нарушений. Во-первых, у нас стало больше членов комиссии – 12 против пяти прошлогодних. Теперь просто физически появилось больше возможностей выявлять нарушения. Во-вторых, у нас специфическая целевая группа, в которой решение проблем зачастую измеряется годами жизни за решеткой. А это очень – немаловажный фактор!
Почему чиновники в отдельных случаях отделываются от жалоб и обращений обычных граждан отписками или формально их рассматривают? Потому что Федеральный закон № 59 "О прядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не обязывает их предоставлять первичную документацию по запросам членов Общественной палаты. Фактически реальный механизм контроля отсутствует. Это и есть главная проблема контроля общества за работой чиновников.